Методическая мастерская

В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности.
Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, — это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).

Известный исследователь креативности и автор теории потока профессор М.Чиксентмихайи обосновал, что творчество делает человека счастливым.  И тогда становится понятно, почему творческий подход к работе является лучшей профилактикой выгорания.

А известный отечественный исследователь креативности Ильин Е.П., наряду с разными видами творчества (научное, техническое, художественное) выделяет педагогическое творчествоэто поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. 

Евгений Павлович так описывает уровни творчества в педагогике:

  • Инновация — открытие педагогом нового для себя (субъективная новизна), обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач, которые известны в педагогической среде, но до сих пор не были использованы педагогом; использование старого метода, приема в новых условиях. Это первая ступень творчества.
  • Новаторство – вторая ступень, открытие нового не только для себя, но и для других. Это, например, разработка нового метода обучения, эффективного для данных или любых условий педагогического процесса.
  • Импровизация – частный вид педагогического творчества — нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас». Процесс импровизации включает в себя четыре этапа:
    • педагогическое озарение;
    • мгновенное осмысление интуитивно возникшей педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации;
    • публичное воплощение этой идеи;
    • осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса реализации педагогической идеи.

Творчество и мастерство – одно и то же или нет?

  • Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом.
  • Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.

  • В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности;
  • другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец,
  • педагоги, создающие систему обучающих технологий.

Только учитель, работающий творчески, способен воспитать творческую личность. Несомненно, педагогическое новаторство, индивидуальность преподавателя превращают его деятельность в привлекательный интересный процесс и определяют качество учебно-воспитательного процесса.

Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне.
Внешние результаты творческой деятельности разнообразны:

  • составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников;
  • методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога;
  • креативно организованные учебные или воспитательные процессы;
  • собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете и т. д.

Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести:

  • уточнение отношения к различным подходам в образовании,
  • изменение в характере организации педагогического процесса,
  • совершенствование профессионального мастерства,
  • развитие профессиональных способностей педагога и т. д.

Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое решение по своей организации соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: анализ педагогической ситуации (диагноз) — проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) — анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения и достижения искомого результатконструирование и реализация учебно-воспитательного процессаоценка и интерпретация полученных данныхформулирование новых задач (В. А. Сластенин).

К сожалению, есть объективные препятствия, ограничивающие креативность педагога. На них педагог повлиять не может. Но не менее весомыми являются и субъективные факторы.

По мнению Ильина Е.П., есть субъективные факторы, препятствующие творчеству. И самые опасные следующие:

  1. Страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.
  2. Чересчур высокая самокритичность, которая может привести к творческому тупику.
  3. Лень. Когда человек желает что-то сделать – он непременно должен начать. Истина проста: начать, продолжить и, наконец, завершить. Эти три этапа психологически неравнозначны и требуют различных волевых усилий. Иногда камнем преткновения служит последний этап – завершение. Все же для большинства людей сложнее всего начать.