Профильное обучение

Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах (10-11 классы) обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.

Профильное обучение — это личностно-ориентированный учебный процесс, при котором в программе преобладают предметы, отвечающие профессиональным интересам и планам детей.

Существует 2 уровня изучения предметов в старшей школе:

  • Базовый уровень изучения предмета – обязателен при изучении любой предметной области, входящей в учебный план на старшей ступени обучения и рассчитан на среднестатистического школьника.
  • Углубленный уровень изучения предмета – это расширение предметных компетенций обучающихся ОО, дополнительная (сверх базового уровня) их подготовка в рамках учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), которая обеспечивает, в т. ч., возможность продолжения обучения в ОО определенного профиля; углубленным изучение предмета считается в том случае, если на его изучение отводится, как правило, на 2 ч больше, чем на базовом уровне.

В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе (10-11 кл.) – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.

Предлагается несколько вариантов возможных профилей.

Профили, установленные ФГОС среднего общего образования:

❖ естественно-научный;
❖ гуманитарный;
❖ социально-экономический;
❖ технологический;
❖ универсальный (для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями).

Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:

  1. Русский язык и литература.
  2. Родной язык и литература.
  3. Иностранные языки.
  4. Общественные науки.
  5. Математика и информатика.
  6. Естественные науки.
  7. Физкультура, экология, ОБЖ.

Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа.

В программе класса профильного уровня есть:

  • базовые предметы – обязательны для любого профиля;
  • профилирующие – обязательны для конкретного профиля;
  • элективные курсы – набор дополнительных курсов, обязательных для изучения на определенном профиле; какой именно предмет из этого набора выбрать, решает ученик.

Такой подход предоставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а учащимся — выбор профильных учебных предметов и элективных курсов, которые в совокупности составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Базовый уровень изучения предмета «Информатика и ИКТ» может быть реализован при выборе любого профиля, если в этом есть необходимость.

Элективные курсы

Элективные курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Примеры возможного распределения часов на преподавание предмета «Информатика» в рамках различных профилей. 

Для технологического профиля предмет «Информатика» представлен как профильный общеобразовательный предмет по 4 часа в неделю ежегодно, следовательно, изучается на соответствующем (углубленном) уровне. Количество часов на предмет может быть увеличено за счет элективных курсов от 1 до 5 часов в неделю ежегодно. Такое обучение информатике нацелено на формирование профильных ИКТ-компетентностей как главного элемента выбранной учащимися будущей профессиональной деятельности.

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в техническом профиле обучения, углубляющих профильный предмет:

    • «Искусственный интеллект»;
    • «Техническое обслуживание ЭВМ»;
    • «Компьютерные сети и телекоммуникации»;
    • «Логическое программирование»;
    • «Проектирование информационных систем»;
    • «Последовательные и параллельные алгоритмы»;
    • «Основы объектно-ориентированного программирования»;
    • «Программирование Windows-приложений»;
    • «Программирование на Лиспе»;
    • «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad. «Компас»)»;
    • «Информационные системы и модели»;
    • «Защита информации»;
    • «Сбои компьютера: диагностика, профилактика, лечение»;
    • «Базы данных»;
    • «Проектирование информационных систем»;
    • «Сетевые технологии»;
    • «Стандартизация программных средств и информационных технологий»;
    • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
    • «Разработка программного обеспечения для создания тестовых оболочек. «Основы разработки графических приложений (приложения 3D графики с опорой на библиотеку Open GL)»;
    • «Разработка интерактивных моделей на базе интерфейса DirectX»;
    • «Разработка интерактивных переносимых приложений на базеMacromedia Flash»;
    • «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
    • «Разработка приложений на основе клиент-сервисных баз данных»;
    • «Обработка цифровых изображений»;
    • «Цифровой видеомонтаж с помощью AdobePremiere»;
    • «Использование трёхмерной графики для подготовки анимационных фильмов»;
    • «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
    • «Алгоритмы упаковки/сжатия (архиваторы)».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в техническом профиле обучения, направленных на реализацию межпредметных связей:

    • «Компьютерная математика»;
    • «Теория алгоритмов»;
    • «Автоматизированное рабочее место математика»;
    • «Практикум по ООП»;
    • «Построение геометрических фигур на экране ЭВМ»;
    • «Использование программного обеспечения для решения задач по физике и математике»;
    • «Алгебра, анализ и компьютерные технологии»;
    • «Теория игр и компьютерные игры»;
    • «Вероятностное моделирование»;
    • «Технология создания сайтов»;
    • «Методы математической обработки экспериментальных данных (разработка программ для различных областей научных исследований)»;
    • «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)»;
    • «Представление графов и изучение алгоритмов работы с ними»;
    • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
    • «Логика в информатике»;
    • «Исследование информационных моделей с использованием системобъектно-ориентированного программирования»;
    • «Компьютерная графика»;
    • «Основы Web-дизайна»;
    • «Искусственный интеллект»;
    • «Информационная культура и сетевой этикет»;
    • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
    • «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
    • «Разработка приложений на основе клиент-сервисных баз данных»;
    • «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)».

В социально-экономическом  профиле и в универсальное обучение «Информатика» входит как базовый общеобразовательный предмет, следовательно, изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю ежегодно. Изучение предмета может быть расширено за счет элективных курсов от 1 до 4 часов в неделю ежегодно. Такое изучение информатики  с поддержкой элективными курсами по профильным предметам на основе использования ИКТ позволит учащимся сформировать информационную активность в применении ИКТ как неотъемлемую часть дальнейшего образования и профессионального роста.

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в социально-экономическом профиле, углубляющих базовый предмет:

    • «Технологии обработки экономической информации в табличном процессоре Excel»;
    • «Методы и средства компьютерной обработки статистических данных»;
    • «Информационные технологии в бизнесе»;
    • «Технические средства информатики»;
    • «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»;
    • «Основы алгоритмизации и программирования»;
    • «Социальные последствия информатизации»;
    • «Компьютер в народном хозяйстве»;
    • «Основы микроэлектроники»;
    • «Архитектура компьютера»;
    • «Технические средства информатики»;
    • «Техническое обслуживание компьютера»;
    • «Искусственный интеллект»;
    • «Модели управления производством»;
    • «Использование информационных технологий в управлении»;
    • «Основы кибернетики»;
    • «Инженерная графика»;
    • «Робототехника»;
    • «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:

    • «Инструментальные средства разработки WEB-ресурсов»;
    • «Периферийные устройства вычислительной техники»;
    • «Вычислительная техника и программирование»;
    • «Искусственный интеллект»;
    • «Основы сетевого этикета»;
    • «Технология создания сайтов»;
    • «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
    • «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
    • «Персональный организатор и коллективная работа»;
    • «Разработка программного обеспечения для создания тестовых оболочек».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

    • «Информационный бизнес»;
    • «Коммуникационные технологии в коммерции»;
    • «Использование информационных технологий в управлении»;
    • «Проектирование баз данных и экологические системы»;
    • «Геоинформационные системы для решения экономических задач»;
    • «Информационное обеспечение маркетинга»;
    • «Системы телекоммуникаций для организации повседневной хозяйственной деятельности (платежные системы, телемагазины, службыдоставки, поиск информации о товарах и услугах)»;
    • «Основы экономического прогноза»;
    • «Управление изменениями с помощью компьютерных технологий»;
    • «Теория игр и компьютерные игры»;
    • «Проектирование баз данных и транспортные системы»;
    • «Учимся проектировать на компьютере»;
    • «Технология создания сайтов»;
    • «Компьютерная графика»;
    • «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
    • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
    • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
    • «Средства и основы архитектурного моделирования 9+»;
    • «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)».

Для естественно-научного профиля «Информатика» может изучаться за счет элективных курсов на основе программы обучения предмету на базовом уровне от 1 часа в неделю ежегодно или за счет элективных курсов до 2 часов в неделю ежегодно. Таким образом формируются стабильные ИКТ – компетентности учащихся по информатике и ИКТ в приложении к профильным знаниям и умениям, как основа современной информационной культуры выпускника школы.

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, углубляющих профильный предмет:

    • «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения»;
    • «Экспертные системы»; «Информационные процессы в системах живой природы»;
    • «Инструментальные средства имитационного моделирования»;
    • «Программирование на языке Delphi»;
    • «Методы математической обработки экспериментальных данных(разработка программ для различных областей научных исследований)»;
    • «Моделирование в среде СУБД Visual FoxPro»;
    • «Моделирование и системный анализ с помощью компьютера»;
    • «Информационная безопасность и защита информации».
    • «Управляемые и самоуправляемые системы»;
    • «Инструментальные средства создания Web-ресурсов»;
    • «Технические средства информатики»;
    • «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена по информатике»;
    • «Исследование биологических моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»;
    • «Биологический процессор — на пути к биокомпьютеру».
    • «Основы моделирования и интерпретации моделей»;
    • «Информационная культура и сетевой этикет»;
    • «Информационные системы и модели»;
    • «Социальные последствия информатизации»;
    • «Автоматизированные информационные системы».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

    • «Измерение физических величин и их обработка на компьютере»;
    • «Физический эксперимент и компьютер»;
    • «Физика: наблюдение, моделирование на компьютере»;
    • «Модели управления химическим производством»;
    • «Химический эксперимент и компьютер»;
    • «Анимация как моделирование динамических систем»;
    • «Организация сбора и анализа экспериментальных данных»;
    • «Информационные системы»;
    • Игра «Жизнь» как инструмент моделирования биологических процессов»;
    • «Основы моделирования и интерпретации химических моделей»;
    • «Проектирование баз данных в медицине»;
    • «Бионика (информационные процессы в биологических системах)»;
    • «Компьютерное моделирование неравновестных реакций (реакция Жаботинского и др.)»;
    • «Как ДНК хранят информацию».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:

    • «Анимация как моделирование динамических систем»;
    • «Программирование на языке VisualBasic»;
    • «Средства обработки табличной информации»;
    • «Средства обработки графической информации»;
    • «Моделирование информационных процессов в биологических системах»;
    • «Информационная безопасность»;
    • «Создание и использование баз данных»;
    • «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствам и телекоммуникационных сетей»;
    • «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
    • «Биология и кибернетика»;
    • «Информатика, биология и китайская «Книга Перемен»»;
    • «Защита информации»;
    • «Программное обеспечение компьютерных сетей и WEB-серверов»;
    • «Анимация как моделирование динамических систем»;
    • «Компьютерные энциклопедии: создание и использование»;
    • «Компьютерная визуализация (пакет «Statistica»)».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

    • «Геоинформационные системы»;
    • «Инструментальные средства геоинформационных систем»;
    • «Инструментальные средства создания карт»;
    • «Основы моделирования процессов в биологических и экологических системах»;
    • «Организация сбора и анализа экспериментальных данных»;
    • «Инструментальные средства моделирования биологических процессов».

В гуманитарном профиле отдельные тематические блоки курса «Информатики» могут изучаться как элективные курсы от 1 до 4 часов в неделю за счет элективных курсов ежегодно. Такое изучение актуальных в профиле разделов информатики способствует формированию прикладных аспектов информационной деятельности учащихся в будущей профессии.

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, углубляющий базовый предмет:

    • «Гипертекстовые технологии»;
    • «Логическое программирование»;
    • «Системы управления базами данных»;
    • «Основы объектно-ориентированного программирования»;
    • «Социальные последствия информатизации»;
    • «Информационная культура и сетевой этикет»;
    • «Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы»;
    • «Информационно-поисковые системы»;
    • «Информационная безопасность»;
    • «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена по информатике».
    • «Поисковые системы сети Интернет».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов:

    • «Средства и основы архитектурного моделирования»;
    • «Подготовка изображений (иллюстраций) с помощью средств цифрового моделирования художественных материалов (планшет,CorelPainter)»;
    • «Цифровой видеомонтаж с помощью AdobePremiere»;
    • «Использование трёхмерной графики для подготовки анимационных фильмов»;
    • «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
    • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
    • «Персональный организатор и коллективная работа»;
    • «Разработка программного обеспечения»;
    • «Программирование на языке VisualBasic»;
    • «Средства обработки табличной информации»;
    • «Средства обработки графической информации»;
    • «Создание и использование баз данных»;
    • «Технология создания сайтов»;
    • «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
    • «Персональный организатор и коллективная работа»;
    • «Компьютерные энциклопедии: их создание и использование».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

    • «Электронные энциклопедии: создание и использование»;
    • «Основы информационной безопасности»;
    • «Информационно-правовые системы»;
    • «Принципы построения мировоззренческих моделей»;
    • «Когнитивная информатика»;
    • «Когнитивная психология и программирование»;
    • «Использование компьютера в психологическом тестировании»;
    • «Моделирование в истории и интерпретация моделей»;
    • «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
    • «Защита информации».

Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:

    • «Гипертекстовые технологии»;
    • «Основы машинного перевода иноязычных текстов»;
    • «Средства обработки текстовой информации»;
    • «Издательские системы»;
    • «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
    • «Приемы и методы компьютерной верстки».

Программы элективных курсов

  • Элективные курсы, размещенные в Каталоге сайта «Сообщество учителей информатики». В этом разделе участники сообщества могут публиковать авторские элективные курсы по информатике.
  • Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Информатика». Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров — М. Вита Пресс, 2004. Скачать (634045 байт)
  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информационные системы и модели» 10 — 11 классы (элективный курс) БИНОМ. Лаборатория знаний Скачать (168448 байт)
  • Угринович Н.Д. «Исследование информационных моделей» в старшей школе
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии