Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах (10-11 классы) обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.
Профильное обучение — это личностно-ориентированный учебный процесс, при котором в программе преобладают предметы, отвечающие профессиональным интересам и планам детей.
Существует 2 уровня изучения предметов в старшей школе:
- Базовый уровень изучения предмета – обязателен при изучении любой предметной области, входящей в учебный план на старшей ступени обучения и рассчитан на среднестатистического школьника.
- Углубленный уровень изучения предмета – это расширение предметных компетенций обучающихся ОО, дополнительная (сверх базового уровня) их подготовка в рамках учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), которая обеспечивает, в т. ч., возможность продолжения обучения в ОО определенного профиля; углубленным изучение предмета считается в том случае, если на его изучение отводится, как правило, на 2 ч больше, чем на базовом уровне.
В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе (10-11 кл.) – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.
Предлагается несколько вариантов возможных профилей.
Профили, установленные ФГОС среднего общего образования:
❖ естественно-научный;
❖ гуманитарный;
❖ социально-экономический;
❖ технологический;
❖ универсальный (для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями).
Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:
- Русский язык и литература.
- Родной язык и литература.
- Иностранные языки.
- Общественные науки.
- Математика и информатика.
- Естественные науки.
- Физкультура, экология, ОБЖ.
Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа.
В программе класса профильного уровня есть:
- базовые предметы – обязательны для любого профиля;
- профилирующие – обязательны для конкретного профиля;
- элективные курсы – набор дополнительных курсов, обязательных для изучения на определенном профиле; какой именно предмет из этого набора выбрать, решает ученик.
Такой подход предоставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а учащимся — выбор профильных учебных предметов и элективных курсов, которые в совокупности составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Базовый уровень изучения предмета «Информатика и ИКТ» может быть реализован при выборе любого профиля, если в этом есть необходимость.
Элективные курсы
Элективные курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Примеры возможного распределения часов на преподавание предмета «Информатика» в рамках различных профилей.
Для технологического профиля предмет «Информатика» представлен как профильный общеобразовательный предмет по 4 часа в неделю ежегодно, следовательно, изучается на соответствующем (углубленном) уровне. Количество часов на предмет может быть увеличено за счет элективных курсов от 1 до 5 часов в неделю ежегодно. Такое обучение информатике нацелено на формирование профильных ИКТ-компетентностей как главного элемента выбранной учащимися будущей профессиональной деятельности.
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в техническом профиле обучения, углубляющих профильный предмет:
-
- «Искусственный интеллект»;
- «Техническое обслуживание ЭВМ»;
- «Компьютерные сети и телекоммуникации»;
- «Логическое программирование»;
- «Проектирование информационных систем»;
- «Последовательные и параллельные алгоритмы»;
- «Основы объектно-ориентированного программирования»;
- «Программирование Windows-приложений»;
- «Программирование на Лиспе»;
- «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad. «Компас»)»;
- «Информационные системы и модели»;
- «Защита информации»;
- «Сбои компьютера: диагностика, профилактика, лечение»;
- «Базы данных»;
- «Проектирование информационных систем»;
- «Сетевые технологии»;
- «Стандартизация программных средств и информационных технологий»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Разработка программного обеспечения для создания тестовых оболочек. «Основы разработки графических приложений (приложения 3D графики с опорой на библиотеку Open GL)»;
- «Разработка интерактивных моделей на базе интерфейса DirectX»;
- «Разработка интерактивных переносимых приложений на базеMacromedia Flash»;
- «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
- «Разработка приложений на основе клиент-сервисных баз данных»;
- «Обработка цифровых изображений»;
- «Цифровой видеомонтаж с помощью AdobePremiere»;
- «Использование трёхмерной графики для подготовки анимационных фильмов»;
- «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
- «Алгоритмы упаковки/сжатия (архиваторы)».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в техническом профиле обучения, направленных на реализацию межпредметных связей:
-
- «Компьютерная математика»;
- «Теория алгоритмов»;
- «Автоматизированное рабочее место математика»;
- «Практикум по ООП»;
- «Построение геометрических фигур на экране ЭВМ»;
- «Использование программного обеспечения для решения задач по физике и математике»;
- «Алгебра, анализ и компьютерные технологии»;
- «Теория игр и компьютерные игры»;
- «Вероятностное моделирование»;
- «Технология создания сайтов»;
- «Методы математической обработки экспериментальных данных (разработка программ для различных областей научных исследований)»;
- «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)»;
- «Представление графов и изучение алгоритмов работы с ними»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Логика в информатике»;
- «Исследование информационных моделей с использованием системобъектно-ориентированного программирования»;
- «Компьютерная графика»;
- «Основы Web-дизайна»;
- «Искусственный интеллект»;
- «Информационная культура и сетевой этикет»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
- «Разработка приложений на основе клиент-сервисных баз данных»;
- «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)».
В социально-экономическом профиле и в универсальное обучение «Информатика» входит как базовый общеобразовательный предмет, следовательно, изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю ежегодно. Изучение предмета может быть расширено за счет элективных курсов от 1 до 4 часов в неделю ежегодно. Такое изучение информатики с поддержкой элективными курсами по профильным предметам на основе использования ИКТ позволит учащимся сформировать информационную активность в применении ИКТ как неотъемлемую часть дальнейшего образования и профессионального роста.
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в социально-экономическом профиле, углубляющих базовый предмет:
-
- «Технологии обработки экономической информации в табличном процессоре Excel»;
- «Методы и средства компьютерной обработки статистических данных»;
- «Информационные технологии в бизнесе»;
- «Технические средства информатики»;
- «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»;
- «Основы алгоритмизации и программирования»;
- «Социальные последствия информатизации»;
- «Компьютер в народном хозяйстве»;
- «Основы микроэлектроники»;
- «Архитектура компьютера»;
- «Технические средства информатики»;
- «Техническое обслуживание компьютера»;
- «Искусственный интеллект»;
- «Модели управления производством»;
- «Использование информационных технологий в управлении»;
- «Основы кибернетики»;
- «Инженерная графика»;
- «Робототехника»;
- «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:
-
- «Инструментальные средства разработки WEB-ресурсов»;
- «Периферийные устройства вычислительной техники»;
- «Вычислительная техника и программирование»;
- «Искусственный интеллект»;
- «Основы сетевого этикета»;
- «Технология создания сайтов»;
- «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
- «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
- «Персональный организатор и коллективная работа»;
- «Разработка программного обеспечения для создания тестовых оболочек».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
-
- «Информационный бизнес»;
- «Коммуникационные технологии в коммерции»;
- «Использование информационных технологий в управлении»;
- «Проектирование баз данных и экологические системы»;
- «Геоинформационные системы для решения экономических задач»;
- «Информационное обеспечение маркетинга»;
- «Системы телекоммуникаций для организации повседневной хозяйственной деятельности (платежные системы, телемагазины, службыдоставки, поиск информации о товарах и услугах)»;
- «Основы экономического прогноза»;
- «Управление изменениями с помощью компьютерных технологий»;
- «Теория игр и компьютерные игры»;
- «Проектирование баз данных и транспортные системы»;
- «Учимся проектировать на компьютере»;
- «Технология создания сайтов»;
- «Компьютерная графика»;
- «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Средства и основы архитектурного моделирования 9+»;
- «Основы автоматизированного проектирования (Avtocad, «Компас»)».
Для естественно-научного профиля «Информатика» может изучаться за счет элективных курсов на основе программы обучения предмету на базовом уровне от 1 часа в неделю ежегодно или за счет элективных курсов до 2 часов в неделю ежегодно. Таким образом формируются стабильные ИКТ – компетентности учащихся по информатике и ИКТ в приложении к профильным знаниям и умениям, как основа современной информационной культуры выпускника школы.
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, углубляющих профильный предмет:
-
- «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения»;
- «Экспертные системы»; «Информационные процессы в системах живой природы»;
- «Инструментальные средства имитационного моделирования»;
- «Программирование на языке Delphi»;
- «Методы математической обработки экспериментальных данных(разработка программ для различных областей научных исследований)»;
- «Моделирование в среде СУБД Visual FoxPro»;
- «Моделирование и системный анализ с помощью компьютера»;
- «Информационная безопасность и защита информации».
- «Управляемые и самоуправляемые системы»;
- «Инструментальные средства создания Web-ресурсов»;
- «Технические средства информатики»;
- «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена по информатике»;
- «Исследование биологических моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»;
- «Биологический процессор — на пути к биокомпьютеру».
- «Основы моделирования и интерпретации моделей»;
- «Информационная культура и сетевой этикет»;
- «Информационные системы и модели»;
- «Социальные последствия информатизации»;
- «Автоматизированные информационные системы».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
-
- «Измерение физических величин и их обработка на компьютере»;
- «Физический эксперимент и компьютер»;
- «Физика: наблюдение, моделирование на компьютере»;
- «Модели управления химическим производством»;
- «Химический эксперимент и компьютер»;
- «Анимация как моделирование динамических систем»;
- «Организация сбора и анализа экспериментальных данных»;
- «Информационные системы»;
- Игра «Жизнь» как инструмент моделирования биологических процессов»;
- «Основы моделирования и интерпретации химических моделей»;
- «Проектирование баз данных в медицине»;
- «Бионика (информационные процессы в биологических системах)»;
- «Компьютерное моделирование неравновестных реакций (реакция Жаботинского и др.)»;
- «Как ДНК хранят информацию».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:
-
- «Анимация как моделирование динамических систем»;
- «Программирование на языке VisualBasic»;
- «Средства обработки табличной информации»;
- «Средства обработки графической информации»;
- «Моделирование информационных процессов в биологических системах»;
- «Информационная безопасность»;
- «Создание и использование баз данных»;
- «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствам и телекоммуникационных сетей»;
- «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев(DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
- «Биология и кибернетика»;
- «Информатика, биология и китайская «Книга Перемен»»;
- «Защита информации»;
- «Программное обеспечение компьютерных сетей и WEB-серверов»;
- «Анимация как моделирование динамических систем»;
- «Компьютерные энциклопедии: создание и использование»;
- «Компьютерная визуализация (пакет «Statistica»)».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
-
- «Геоинформационные системы»;
- «Инструментальные средства геоинформационных систем»;
- «Инструментальные средства создания карт»;
- «Основы моделирования процессов в биологических и экологических системах»;
- «Организация сбора и анализа экспериментальных данных»;
- «Инструментальные средства моделирования биологических процессов».
В гуманитарном профиле отдельные тематические блоки курса «Информатики» могут изучаться как элективные курсы от 1 до 4 часов в неделю за счет элективных курсов ежегодно. Такое изучение актуальных в профиле разделов информатики способствует формированию прикладных аспектов информационной деятельности учащихся в будущей профессии.
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, углубляющий базовый предмет:
-
- «Гипертекстовые технологии»;
- «Логическое программирование»;
- «Системы управления базами данных»;
- «Основы объектно-ориентированного программирования»;
- «Социальные последствия информатизации»;
- «Информационная культура и сетевой этикет»;
- «Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы»;
- «Информационно-поисковые системы»;
- «Информационная безопасность»;
- «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена по информатике».
- «Поисковые системы сети Интернет».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов:
-
- «Средства и основы архитектурного моделирования»;
- «Подготовка изображений (иллюстраций) с помощью средств цифрового моделирования художественных материалов (планшет,CorelPainter)»;
- «Цифровой видеомонтаж с помощью AdobePremiere»;
- «Использование трёхмерной графики для подготовки анимационных фильмов»;
- «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Персональный организатор и коллективная работа»;
- «Разработка программного обеспечения»;
- «Программирование на языке VisualBasic»;
- «Средства обработки табличной информации»;
- «Средства обработки графической информации»;
- «Создание и использование баз данных»;
- «Технология создания сайтов»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Персональный организатор и коллективная работа»;
- «Компьютерные энциклопедии: их создание и использование».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
-
- «Электронные энциклопедии: создание и использование»;
- «Основы информационной безопасности»;
- «Информационно-правовые системы»;
- «Принципы построения мировоззренческих моделей»;
- «Когнитивная информатика»;
- «Когнитивная психология и программирование»;
- «Использование компьютера в психологическом тестировании»;
- «Моделирование в истории и интерпретация моделей»;
- «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
- «Защита информации».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
-
- «Гипертекстовые технологии»;
- «Основы машинного перевода иноязычных текстов»;
- «Средства обработки текстовой информации»;
- «Издательские системы»;
- «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
- «Приемы и методы компьютерной верстки».
Программы элективных курсов
- Элективные курсы, размещенные в Каталоге сайта «Сообщество учителей информатики». В этом разделе участники сообщества могут публиковать авторские элективные курсы по информатике.
- Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Информатика». Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров — М. Вита Пресс, 2004. Скачать (634045 байт)
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информационные системы и модели» 10 — 11 классы (элективный курс) БИНОМ. Лаборатория знаний Скачать (168448 байт)
- Угринович Н.Д. «Исследование информационных моделей» в старшей школе