УМК по информатике

Содержание образования, отражённое в учебном плане, должно обеспечиваться учебно-методическим обеспечением каждого учебного предмета, а именно: наличия образовательных программ, учебников и учебных пособий, раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, контрольно-оценочных материалов и различных образовательных ресурсов.

Вся эта совокупность документов, материалов и ресурсов называется учебно-методическим комплексом (УМК).

Учебно-методический комплекс (УМК) – это комплект документов и материалов, определяющий уровень обеспеченности дисциплины учебной, методической, справочно-библиографической и иной литературой, информационными ресурсами, контрольно-измерительными материалами и другими источниками, обеспечивающий эффективную работу учителя в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и учебного плана.

Целью УМК является: обеспечение полноты и качества реализации программы учебного предмета, достижения планируемых результатов ее освоения в соответствии с федеральными государственными требованиями по реализации общеобразовательных программ, рекомендациями по организации методической и образовательной деятельности при реализации общеразвивающих программ; создание механизмов, технологий, методик оснащения педагогического процесса в образовательных организациях.

Задачи УМК:

  • организационно-методическое обеспечение учебного процесса, направленного на эффективное освоение знаний, формирование умений, навыков, достижение образовательных результатов;
  • создание комфортной развивающей образовательной среды;
  • создание условий для выявления и развития творческих способностей обучающихся, реализации индивидуального подхода в образовательном процессе.

Реализация образовательных программ осуществляется по уровням образования (начального, основного и среднего общего образования), по предметным областям (математика, русский язык, биология и т.д.) и уровню планируемых результатов (базовый/углубленный уровни).

УМК разрабатывается по всем учебным предметам с учетом потребностей образовательной организации, обеспечения качества усвоения содержания учебного материала учащимися на уровне определенных требований.

Содержание УМК должно опираться на содержание УМК на предыдущем уровне обучения и иметь продолжение в последующем уровне.

При создании УМК должны учитываться профессиональные предпочтения учителя (традиция — развитие — инновация).

Функции УМК не будут исполнены в полной мере, если данный комплекс будет представлять собой лишь собранные вместе компоненты, не связанные между собой единым концептуальным подходом.

Разработка и утверждение УМК по всем учебным предметам относится к компетенции образовательного учреждения (ФЗ № 273 ст. 28).

Модель УМК отражает его трёхкомпонентный состав: нормативный, учебный и методический компоненты, и его трёхуровневую структуру: основные (обязательные), вспомогательные и дополнительные элементы.

Структура УМК:

 

Нормативный компонент

Учебный компонент

Методический компонент

Основные элементы

Рабочие учебные программы

Учебники (печатная и/или электронная форма)

  • методические пособия,
  • технологические карты,
  • методические рекомендации

Вспомогательные элементы

Программы:

  • программы внеурочной деятельности,
  • программы элективных курсов

Учебные пособия:

  • справочники,
  • задачники,
  • рабочие тетради
  • лекции (планы уроков, разработки уроков),
  • дидактический (раздаточный) материал,
  • презентации

Дополнительные элементы

Указания по реализации программ

  • Дополнительная литература (энциклопедии, научно-популярная и художественная литература)
  • Контрольно-измерительные материалы (оценочные средства)
  • Цифровые образовательные ресурсы
  • Программное обеспечение
  • Учебно-наглядные пособия
  • Информационный материал (плакаты, памятки, инструкции, видеоуроки из практики учителей)

Учебно-методический комплекс представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Традиционное линейное взаимодействие между отдельными элементами (например, учебник — рабочая тетрадь; учебник — книга для учителя и т.п.) в современном УМК дополняется радиальными связями с элементами вспомогательных и дополнительных элементов (например, рабочая программа — учебник — развивающие дидактические игры — интернет-ресурсы).

Учителя и методисты могут, например, соединять разные виды средств и источников, входящие в УМК, для разработки проблемно-тематических кейсов, документально-методических комплексов, рабочих листов и т.п., а школьники — становиться авторами персональных портфолио, информационных, творческих и исследовательских проектов.

Таким образом, современные УМК — это многокомпонентные образовательные конструкции, которые предоставляют школьникам возможность изучать разные учебные предметы в едином информационном поле, осваивать информационно-коммуникативные умения. Они также меняют роль и функции учителя: от носителя и транслятора информации — к организатору ИОС и учебной деятельности, и учащихся: от пассивного слушателя — к активному исследователю.

Порядок действий проектирования и разработки УМК

Досконально проработанный учебно-методический комплекс – основа хорошо организованного и эффективного обучения. Даже если вдруг посреди учебного года заболевшего преподавателя заменит другой, учебный процесс от этого не пострадает, потому что новый педагог сможет воспользоваться материалами, заранее подготовленного УМК.

Проектирование и разработка УМК – это сложное и творческое дело, которое занимает много времени у педагога.

В начале разработки комплекса учитель рассматривает задачи обучения, воспитания и развития учеников. Для того, чтобы грамотно составить УМК, необходимо иметь как можно более полное и четкое представление о целях и условиях обучения.

Понимая цели, задачи и условия обучения необходимо выбрать учебник:

  • познакомиться с содержанием программ по своей образовательной области;
  • проанализировать учебники, включенные в федеральный перечень;
  • изучить рекомендации авторских коллективов учебников и выделить их отличительные особенности;
  • сделать выбор учебников и учебных пособий с учетом потребностей образовательной организации.

Выбирая учебник, необходимо обратить внимание, существует ли электронное приложение к учебнику (без этого современное обучение попросту невозможно), проанализировать, насколько широко представлен электронный шлейф, насколько он современен и увязан с учебником.

Затем полезно выяснить, существует ли сайт издательства и имеется ли методическая поддержка выбранного вами учебника. Именно сайт издательства может дать дополнительные возможности информационного и методического сопровождения учителя и учебного процесса.

В УМК включаются материалы, рекомендованные методической службой издательства и авторским коллективом учебника, в первую очередь учебная программа и методическое пособие для учителя.

На основе программы авторов учебника разрабатывается рабочая образовательная программа с учётом количества часов в учебном плане, направления образовательной деятельности учреждения и особенностей (уровня подготовки и образовательных запросов) учащихся.

В дальнейшем, учитель анализирует все компетенции, которые должны освоить учащиеся при изучении курса. Прогнозирует сложности, с которыми они могут столкнуться, ищет пути их преодоления. Рассматривает методики и формы эффективного обучения.

Педагог разрабатывает технологические карты, планы и разработки уроков, составляет методические рекомендации и подбирает и/или создаёт дидактический материал для занятий.

На последнем этапе учитель подготавливает контрольно-измерительные материалы, тестовые задания и аттестационные контрольные работы. Сравнивает динамику освоения знаний учениками и анализирует дальнейшие перспективы в обучении.

УМК может дорабатывается и пополняется с учётом результатов педагогического опыта учителя.

УМК представляется набором компонентов. Большинство компонентов современного УМК имеет вид отдельного файла. Для быстрого доступа к файловым компонентам УМК их необходимо упорядочить (классифицировать) по папкам-категориям. Принципы классификации определяется учителем и руководством ОУ. Например: по компонентам (нормативные, учебные и методические компоненты) и/или по элементам (основные, вспомогательные и дополнительные элементы) и т.д. Файловую структуру УМК желательно размещать на сервере локальной сети школы.

Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до нескольких десятков элементов.

УМК предназначен как для организации деятельности учителя, так и для оказания помощи обучающимся в изучении и систематизации теоретических знаний и формирования практических навыков в предметной области. УМК должен быть составлен таким образом, чтобы его можно было использовать как  в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий, так и в системе дистанционного образования.

Нормативные документы:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. 02.07.2021 г.)

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74)
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки № 164 от 03.06.2008, № 320 от 31.08.2009, № 427 от 19.10.2009, № 2643 от 10.11.2011, № 39 от 24.01.2012, № 69 от 31.01.2012, № 609 от 23.06.2015, от 07.06.2017 № 506);
  • Приказ Министерства образования и науки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России №1644 от 29.12.2014, №1577 от 31.12.2015);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России №1578 от 31.12.2015, № 613 от 29.06.2017);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2016 № 870 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (прописаны требования к ЭФУ)
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрирован 14.09.2020)
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказы Министерства просвещения РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников…» № 233 от 08.05.2019, № 249 от 18.05.2020 г.)