Вспомогательные элементы УМК

Программы внеурочной деятельности и элективных курсов

Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Особенностью внеурочной деятельности является ее направленность на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов. План внеурочной деятельности может включать курсы, содержательно относящихся к тому или иному учебному предмету или группе предметов, но направленных на достижение не предметных, а личностных и метапредметных результатов.

Программы курсов внеурочной деятельности являются обязательным компонентом раздела «Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности» и входят, таким образом, в ООП ОО.

В соответствии с одобренной Минобразования «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, углубленных, элективных.

Элективные курсы – это краткосрочные тематические курсы (модули), которые общеобразовательное учреждение предлагает учащимся на основе изучения их запросов и реализует за счет часов школьного компонента.

По своему содержанию элективные курсы могут представлять собой:

  • профессиональные пробы (позволяют старшекласснику получить опыт деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений в реальных и \ или модельных условиях с тем, чтобы он смог примерить на себя профессиональную и социально-профессиональную роль),
  • социальные практики (позволяют старшекласснику получить опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя социально-профессиональную роль),
  • (пред)профессиональная подготовка (позволяют получить предпрофессиональную или профессиональную подготовку),
  • пропедевтика вузовских спец. дисциплин (предоставляют старшекласснику возможность оценить степень своей готовности к обучению по данной специальности через опыт изучения специализированных дисциплин в рамках выбранного направления),
  • расширение (углубление) отдельных тем обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору (дают возможность удовлетворить в отдельных частях запрос на такое направление изучения предмета, которое не было включено в учебный план, например, из-за малочисленности запросов),
  • расширение границ дисциплин из числа обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору, изучаемых по программам, предусматривающим прикладную направленность, академическое расширение и углубление (предназначаются для учащихся со сформировавшимися представлениями о будущей образовательной траектории и планами в области профессионального самоопределения, которые могут достаточно узко формулировать свой образовательный запрос),
  • общеразвивающие тренинги (позволяют эффективно решать вопросы функциональной готовности учащихся к какой-либо деятельности, формировать ключевые компетентности),
  • удовлетворение познавательных интересов (курсы, имеющие своей целью реализацию познавательных интересов учащегося, могут быть направлены на самые разнообразные предметы, далекие как от базового содержания общего образования, так и от социально-профессионального самоопределения),
  • удовлетворение запросов местных сообществ, основанных на этнокультурной специфике.

Оформление и структура программ внеурочной деятельности и элективных курсов идентична структуре рабочих учебных программ.

Содержание элективных курсов и курсов внеурочной деятельности не должно дублировать содержание учебных образовательных программ, обязательных для изучения.

Курсы по возможности должны опираться на какое-либо пособие. Отбирая содержание, автор элективного курса должен ответить на вопросы: «Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой? Чем он будет ему полезен, интересен?». Курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы.

Программа курса должна состоять из ряда законченных модулей; это позволит ученику в случае, если он понял ошибочность своего выбора, пойти в следующей четверти на занятия по другому курсу.

Если автор относит свой курс к ориентирующим, он должен так построить учебную программу, чтобы ученик мог получить представление о характере профессиональной деятельности, и познакомится со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор, т. е. повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности.

Элективные курсы и курсы внеурочной деятельности должны способствовать созданию положительной мотивации.

Учебные пособия

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:

  • ст. 18 п. 4.2.: Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • ст. 18 п. 8.: Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, перечень таких организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

К учебным пособиям относятся:

  • учебно-наглядное пособие, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (картографические пособия, атласы, альбомы и др.);
  • учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебного предмета (ее раздела, части) или по методике воспитания;
  • рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебного предмета;
  • хрестоматия — учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебного предмета;
  • практикум — учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

К практикуму относится задачник. Учебное пособие обычно выпускается в дополнение к учебнику.

Справочные издания (справочники, словари) содержат результаты теоретических сообщений, различные величины и их значения, материалы производственного характера и т.д.

Задачники

Критерии к выбору оптимального задачника:

  • Наличие заданий разного уровня сложности. Без этого невозможен индивидуальный подход к каждому ученику. Удобно, когда на уроке одним ребятам можно дать задание попроще, другим — посложнее, а перед «звездами» поставить нестандартную творческую задачу.
  • Разнообразные, необычные задания. Непозволительно для современного задачника быть скучным и очевидным. Выбирая задачник для работы с классом, обратите внимание, насколько вариативны задания, есть ли возможность уйти от типовых репродуктивных заданий и сделать урок более провокационным, увлекающим.

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь на печатной основе — это разновидность учебного пособия с заданиями для самостоятельной работы в ней учащихся. Тетрадь выполняет функции управления самостоятельной деятельностью, методической помощи в формировании учебных умений и навыков, интеграции элементов УМК (в первую очередь: программа — учебник — тетрадь).

Анализ содержания рабочих тетрадей на печатной основе позволил сделать вывод о наличии нескольких типов их конструкций и функционального назначения.

Первый тип — это комплексная (многофункциональная) тетрадь с традиционным набором вопросов и заданий разного уровня сложности, на закрепление полученных на уроке знаний, отработку практических умений (через практические работы, построение схем, картосхем, заполнение контурных карт, таблиц и т.д.), проверку знаний по темам. Использовать предложенные задания рекомендуется как на уроках, так и во внеурочное время. Задания в тетради позволяют учителю значительно расширить самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации, удовлетворять индивидуальные познавательные интересы и развивать творческие способности школьников.

Второй тип — специализированная тетрадь, предназначенная для выполнения определенной функции, например, тетрадь-практикум для формирования и отработки практических умений, тетрадь-тренажер для закрепления полученных знаний и умений и развития опыта творческой деятельности, тетрадь-контролер для проверки теоретических знаний и практических умений.

Еще одним типом рабочих тетрадей на печатной основе, широко распространенным в школах, являются тетради-практикумы, которые представляют собой систему практических и самостоятельных работ, в том числе творческого и занимательного характера. Они содержат планы для описания или характеристики локальных объектов, проведения практикумов и проектов на местности, в региональных архивах, музеях и т.д.

Не менее популярным является такой тип рабочих тетрадей на печатной основе как тетрадь-контролер или тетрадь-экзаменатор. Основная функция — проверка уровня усвоения изученного содержания и практических умений, которая реализуется через систему тематических и итоговых контрольных и проверочных работ, как в тестах, так и с помощью открытых заданий.

Комбинированная рабочая тетрадь выполняет одновременно функции тренажера и контролера.

Наличие нескольких типов рабочих тетрадей в одном УМК позволяет учителю осуществлять деятельностный подход в обучении.

Методический компонент УМК

Вспомогательные элементы методического компонента УМК включают в себя планы и материалы лекций, а также планы занятий и/или разработки комбинированных уроков, практических и лабораторных работ. Кроме того, применяемые на занятиях дидактические материалы, перечень различного учебного оборудования, а также презентации и инструктажи, которые учителя специально создают (разрабатывают) по своему предмету.

В дидактических материалах информация может быть представлена в самых разных видах (карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, модели и т. п.), на основе которой учащиеся конструктивно работают над учебными и игровыми задачами.

Дидактические материалы бывают демонстрационными и раздаточными, поскольку рассчитаны на непосредственную работу с ними самих школьников на самых разных этапах обучения: при изучении и закреплении нового учебного материала, для самоконтроля и т.д.

Как элемент УМК нового поколения дидактические материалы чаще всего проходят оцифровку и становятся электронными. Сейчас достаточно программных средств, офисных приложений и сервисов, с помощью которых учитель может разрабатывать собственные учебные дидактические материалы.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии