Дополнительная литература
Как дополнение к учебнику учитель может использовать различную дополнительную литературу, например энциклопедии, научно-популярная и художественная литература, а также хрестоматию (книга для чтения).
Хрестоматией (от греч. «полезный» и «учиться») традиционно называется учебная книга, представляющая собой сборник системно подобранных материалов по какой-либо отрасли знания — художественных, мемуарных, научных, публицистических произведений или отрывков из них, а также различных документов. Как правило, материалы подбираются в соответствии с целями учебного предмета. Содержание хрестоматии предназначено, в первую очередь, для самостоятельного расширения кругозора школьников, индивидуальных заданий, подготовки рефератов, сообщений на конференциях, предметных вечерах, неделях, заседаниях кружка, для повторения при подготовке к зачетам, контрольным работам и экзаменам. Все это помогает осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Есть несколько разновидностей пособий типа «хрестоматия». Первый тип хрестоматий — своеобразное художественно-литературное дополнение к учебнику. Например, хрестоматии по курсам истории включают, главным образом, исторические источники. Наиболее распространенным типом хрестоматий являются краткие научно-популярные очерки. В них представлены выдержки из научных работ и справочных изданий, поэтому авторы рекомендуют одни статьи использовать для чтения в классе с последующим обсуждением, другие — для домашней работы при подготовке опережающих заданий, а третьи — для составления тезисных конспектов, систематизирующих таблиц и других видов преобразования информационных текстов.
Третий тип хрестоматии — соединение её с учебным пособием, что нашло свое отражение в УМК для коррекционного обучения. Объединение в одном издании сразу двух пособий, обязательного и дополнительного материала, позволяет не только сделать хрестоматию столь же доступной, как учебное пособие, но и организовать с её помощью самостоятельную работу школьников во внеурочное время.
Значение хрестоматии (отчасти и книги для чтения) определяется возможностью познакомить школьников с разными видами текстов (научного, публицистического изложения материала) и научить различать их, а также овладеть новыми приёмами работы с неадаптированными текстами. Хрестоматии, как впрочем, и другие современные учебные пособия, тоже имеют свои электронные модификации для курсов истории, литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, музыки и т. д.
Кроме этого, в УМК можно выделить группу дополнительных ресурсов, к которым относятся развивающие игры, пособия для поступающих в вузы, Интернет-курсы, коллекции видео- и фотоматериалов, натуральные объекты, экспонаты музеев, материалы СМИ (ТВ, газеты, журналы и др.).
Контрольно-измерительные материалы (оценочные средства)
Проверка и оценка знаний учащихся являются основными формами педагогического контроля за учебной деятельностью школьников. При этом происходит закрепление, уточнение и осмысление знаний учащихся, стимулирование их к регулярным занятиям.
Содержание и объём материала, подлежащего проверке, определяются программой по соответствующему предмету. КИМ предназначен для оценки уровня освоения образовательной программы по учебному предмету, и используется для текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся.
КИМ оформляются в виде: тестовых заданий, практического задания, лабораторной работы, самостоятельной работы, контрольной работы, расчётной задачи, поисковой задачи, аналитической задачи, графической задачи, задачи на программирование, кейс-задачи, упражнения на тренажере, ролевого задания, исследовательского задания и т.п.
Цифровые образовательные ресурсы
Современный образовательный процесс трудно представить без качественного обеспечения учебными электронными материалами.
ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, а именно: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
Существуют наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), сильно расширяющие и дополняющие УМК:
- информационные источники сложной структуры (ИИСС);
- инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК).
ИИСС — это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области.
ИУМК — полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе.
Программное обеспечение
Образовательное программное обеспечение — вид программного обеспечения, главным назначением которого является реализация образовательных целей. Оно включает в себя различные классы программ, например, интернет-сервисы для изучения языка, программное обеспечение для управления классом, справочное программное обеспечение, образовательные игры и среды и т. д.
Цель всего этого программного обеспечения — повысить эффективность и действенность какой-то части образовательного процесса.
Учебно-наглядный и информационный материал
Учителя знают силу наглядных материалов: благодаря им ученики намного быстрее и лучше схватывают материал урока. Макеты, плакаты и схемы рождают в детях ассоциации между различными частями информации, благодаря им ученики впитывают большие куски важной информации по курсу.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
- демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
- наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно, умело используя «эффект новизны», и только в соответствующий момент урока, тогда, когда в этом возникла необходимость во времени и по содержанию изучаемого материала;
- необходимо обеспечить условия хорошей видимости демонстрируемого наглядного пособия (место расположения, освещенность, четкость изображения) всеми учащимися;
- в процессе восприятия демонстрируемого наглядного пособия следует вовлекать возможно большее количество органов чувств — зрение, слух, осязание и т.д.;
- действующие и динамические наглядные пособия обязательно нужно показывать в динамике, в действии;
- необходимо детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации;
- привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве и побуждать учащихся при изучении наглядных пособий проявлять инициативу, мыслительную деятельность и самостоятельность.