Содержание образования, отражённое в учебном плане, должно обеспечиваться учебно-методическим обеспечением каждого учебного предмета, а именно: наличия образовательных программ, учебников и учебных пособий, раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, контрольно-оценочных материалов и различных образовательных ресурсов.
Вся эта совокупность документов, материалов и ресурсов называется учебно-методическим комплексом (УМК).
Учебно-методический комплекс (УМК) – это комплект документов и материалов, определяющий уровень обеспеченности дисциплины учебной, методической, справочно-библиографической и иной литературой, информационными ресурсами, контрольно-измерительными материалами и другими источниками, обеспечивающий эффективную работу учителя в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и учебного плана.
Целью УМК является: обеспечение полноты и качества реализации программы учебного предмета, достижения планируемых результатов ее освоения в соответствии с федеральными государственными требованиями по реализации общеобразовательных программ, рекомендациями по организации методической и образовательной деятельности при реализации общеразвивающих программ; создание механизмов, технологий, методик оснащения педагогического процесса в образовательных организациях.
Задачи УМК:
- организационно-методическое обеспечение учебного процесса, направленного на эффективное освоение знаний, формирование умений, навыков, достижение образовательных результатов;
- создание комфортной развивающей образовательной среды;
- создание условий для выявления и развития творческих способностей обучающихся, реализации индивидуального подхода в образовательном процессе.
Реализация образовательных программ осуществляется по уровням образования (начального, основного и среднего общего образования), по предметным областям (математика, русский язык, биология и т.д.) и уровню планируемых результатов (базовый/углубленный уровни).
УМК разрабатывается по всем учебным предметам с учетом потребностей образовательной организации, обеспечения качества усвоения содержания учебного материала учащимися на уровне определенных требований.
Содержание УМК должно опираться на содержание УМК на предыдущем уровне обучения и иметь продолжение в последующем уровне.
При создании УМК должны учитываться профессиональные предпочтения учителя (традиция — развитие — инновация).
Функции УМК не будут исполнены в полной мере, если данный комплекс будет представлять собой лишь собранные вместе компоненты, не связанные между собой единым концептуальным подходом.
Разработка и утверждение УМК по всем учебным предметам относится к компетенции образовательного учреждения (ФЗ № 273 ст. 28).
Модель УМК отражает его трёхкомпонентный состав: нормативный, учебный и методический компоненты, и его трёхуровневую структуру: основные (обязательные), вспомогательные и дополнительные элементы.
Структура УМК:
Нормативный компонент |
Учебный компонент |
Методический компонент |
|
Основные элементы |
Рабочие учебные программы |
Учебники (печатная и/или электронная форма) |
|
Вспомогательные элементы |
Программы:
|
Учебные пособия:
|
|
Дополнительные элементы |
Указания по реализации программ |
|
|
Учебно-методический комплекс представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Традиционное линейное взаимодействие между отдельными элементами (например, учебник — рабочая тетрадь; учебник — книга для учителя и т.п.) в современном УМК дополняется радиальными связями с элементами вспомогательных и дополнительных элементов (например, рабочая программа — учебник — развивающие дидактические игры — интернет-ресурсы).
Учителя и методисты могут, например, соединять разные виды средств и источников, входящие в УМК, для разработки проблемно-тематических кейсов, документально-методических комплексов, рабочих листов и т.п., а школьники — становиться авторами персональных портфолио, информационных, творческих и исследовательских проектов.
Таким образом, современные УМК — это многокомпонентные образовательные конструкции, которые предоставляют школьникам возможность изучать разные учебные предметы в едином информационном поле, осваивать информационно-коммуникативные умения. Они также меняют роль и функции учителя: от носителя и транслятора информации — к организатору ИОС и учебной деятельности, и учащихся: от пассивного слушателя — к активному исследователю.
Порядок действий проектирования и разработки УМК
Досконально проработанный учебно-методический комплекс – основа хорошо организованного и эффективного обучения. Даже если вдруг посреди учебного года заболевшего преподавателя заменит другой, учебный процесс от этого не пострадает, потому что новый педагог сможет воспользоваться материалами, заранее подготовленного УМК.
Проектирование и разработка УМК – это сложное и творческое дело, которое занимает много времени у педагога.
В начале разработки комплекса учитель рассматривает задачи обучения, воспитания и развития учеников. Для того, чтобы грамотно составить УМК, необходимо иметь как можно более полное и четкое представление о целях и условиях обучения.
Понимая цели, задачи и условия обучения необходимо выбрать учебник:
- познакомиться с содержанием программ по своей образовательной области;
- проанализировать учебники, включенные в федеральный перечень;
- изучить рекомендации авторских коллективов учебников и выделить их отличительные особенности;
- сделать выбор учебников и учебных пособий с учетом потребностей образовательной организации.
Выбирая учебник, необходимо обратить внимание, существует ли электронное приложение к учебнику (без этого современное обучение попросту невозможно), проанализировать, насколько широко представлен электронный шлейф, насколько он современен и увязан с учебником.
Затем полезно выяснить, существует ли сайт издательства и имеется ли методическая поддержка выбранного вами учебника. Именно сайт издательства может дать дополнительные возможности информационного и методического сопровождения учителя и учебного процесса.
В УМК включаются материалы, рекомендованные методической службой издательства и авторским коллективом учебника, в первую очередь учебная программа и методическое пособие для учителя.
На основе программы авторов учебника разрабатывается рабочая образовательная программа с учётом количества часов в учебном плане, направления образовательной деятельности учреждения и особенностей (уровня подготовки и образовательных запросов) учащихся.
В дальнейшем, учитель анализирует все компетенции, которые должны освоить учащиеся при изучении курса. Прогнозирует сложности, с которыми они могут столкнуться, ищет пути их преодоления. Рассматривает методики и формы эффективного обучения.
Педагог разрабатывает технологические карты, планы и разработки уроков, составляет методические рекомендации и подбирает и/или создаёт дидактический материал для занятий.
На последнем этапе учитель подготавливает контрольно-измерительные материалы, тестовые задания и аттестационные контрольные работы. Сравнивает динамику освоения знаний учениками и анализирует дальнейшие перспективы в обучении.
УМК может дорабатывается и пополняется с учётом результатов педагогического опыта учителя.
УМК представляется набором компонентов. Большинство компонентов современного УМК имеет вид отдельного файла. Для быстрого доступа к файловым компонентам УМК их необходимо упорядочить (классифицировать) по папкам-категориям. Принципы классификации определяется учителем и руководством ОУ. Например: по компонентам (нормативные, учебные и методические компоненты) и/или по элементам (основные, вспомогательные и дополнительные элементы) и т.д. Файловую структуру УМК желательно размещать на сервере локальной сети школы.
Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до нескольких десятков элементов.
УМК предназначен как для организации деятельности учителя, так и для оказания помощи обучающимся в изучении и систематизации теоретических знаний и формирования практических навыков в предметной области. УМК должен быть составлен таким образом, чтобы его можно было использовать как в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий, так и в системе дистанционного образования.