Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах (10-11 классы) обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.
Профильное обучение — это личностно-ориентированный учебный процесс, при котором в программе преобладают предметы, отвечающие профессиональным интересам и планам детей.
Существует 2 уровня изучения предметов в старшей школе:
- Базовый уровень изучения предмета – обязателен при изучении любой предметной области, входящей в учебный план на старшей ступени обучения и рассчитан на среднестатистического школьника.
- Углубленный уровень изучения предмета – это расширение предметных компетенций обучающихся ОО, дополнительная (сверх базового уровня) их подготовка в рамках учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), которая обеспечивает, в т. ч., возможность продолжения обучения в ОО определенного профиля; углубленным изучение предмета считается в том случае, если на его изучение отводится, как правило, на 2 ч больше, чем на базовом уровне.
«Углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных предметов (профильное обучение) реализует задачи профессиональной ориентации и направлено на предоставление возможности каждому обучающемуся проявить свои интеллектуальные и творческие способности при изучении указанных учебных предметов, которые необходимы для продолжения получения образования и дальнейшей трудовой деятельности в областях, определенных Стратегией научно-технологического развития.» (раздел 1, п. 20 ФГОС)
В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. Остальные обязательные для среднего общего образования дисциплины – изучают на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе (10-11 кл.) – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.
Предлагается несколько вариантов возможных профилей.
Профили среднего общего образования (IV раздел, п. 131.13. ФОП СОО):
❖ естественно-научный;
❖ гуманитарный;
❖ социально-экономический;
❖ технологический;
❖ универсальный (для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями).
Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 8 обязательных предметных областей:
- Русский язык и литература.
- Родной язык и литература.
- Иностранные языки.
- Математика и информатика.
- Общественно-научные предметы.
- Естественно-научные предметы.
- Основы безопасности и защиты Родины.
- Физическая культура.
Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа.
В программе класса профильного уровня есть:
- базовые предметы – обязательны для любого профиля;
- профилирующие – обязательны для конкретного профиля;
- элективные курсы – набор дополнительных курсов, обязательных для изучения на определенном профиле; какой именно предмет из этого набора выбрать, решает ученик.
Такой подход предоставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а учащимся — выбор профильных учебных предметов и элективных курсов, которые в совокупности составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Информатика — обязательный предмет в средней школе, и значит должен изучаться в 10-11 классах минимум на базовом уровне (1 ч/нед). В учебном плане технологического (информационно-технологического) профиля информатика изучается на углубленном уровне (4 ч/нед).
Элективные курсы
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются (раздел III, п. 15 ФГОС СОО)):
- учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
- внеурочная деятельность.
Элективные курсы – это краткосрочные тематические курсы (модули), которые общеобразовательное учреждение предлагает учащимся на основе изучения их запросов и реализует за счет часов школьного компонента.
По своему содержанию элективные курсы могут представлять собой:
- профессиональные пробы (позволяют старшекласснику получить опыт деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений в реальных и \ или модельных условиях с тем, чтобы он смог примерить на себя профессиональную и социально-профессиональную роль),
- социальные практики (позволяют старшекласснику получить опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя социально-профессиональную роль),
- (пред)профессиональная подготовка (позволяют получить предпрофессиональную или профессиональную подготовку),
- пропедевтика вузовских спец. дисциплин (предоставляют старшекласснику возможность оценить степень своей готовности к обучению по данной специальности через опыт изучения специализированных дисциплин в рамках выбранного направления),
- расширение (углубление) отдельных тем обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору (дают возможность удовлетворить в отдельных частях запрос на такое направление изучения предмета, которое не было включено в учебный план, например, из-за малочисленности запросов),
- расширение границ дисциплин из числа обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору, изучаемых по программам, предусматривающим прикладную направленность, академическое расширение и углубление (предназначаются для учащихся со сформировавшимися представлениями о будущей образовательной траектории и планами в области профессионального самоопределения, которые могут достаточно узко формулировать свой образовательный запрос),
- общеразвивающие тренинги (позволяют эффективно решать вопросы функциональной готовности учащихся к какой-либо деятельности, формировать ключевые компетентности),
- удовлетворение познавательных интересов (курсы, имеющие своей целью реализацию познавательных интересов учащегося, могут быть направлены на самые разнообразные предметы, далекие как от базового содержания общего образования, так и от социально-профессионального самоопределения),
- удовлетворение запросов местных сообществ, основанных на этнокультурной специфике.
Оформление и структура программ внеурочной деятельности и элективных курсов идентична структуре рабочих учебных программ.
Содержание элективных курсов не должно дублировать содержание учебных образовательных программ, обязательных для изучения.
Программа курса должна состоять из ряда законченных модулей; это позволит ученику в случае, если он понял ошибочность своего выбора, пойти в следующей четверти на занятия по другому курсу.
Если учитель (автор курса) относит свой курс к ориентирующим, он должен так построить учебную программу, чтобы ученик мог получить представление о характере профессиональной деятельности, и познакомится со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор, т. е. повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности.
Элективные курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Примеры возможного распределения часов на преподавание предмета «Информатика» в рамках различных профилей.
Для технологического профиля предмет «Информатика» представлен как профильный общеобразовательный предмет по 4 часа в неделю ежегодно, следовательно, изучается на соответствующем (углубленном) уровне. Количество часов на предмет может быть увеличено за счет элективных курсов от 1 до 5 часов в неделю ежегодно. Такое обучение информатике нацелено на формирование профильных ИКТ-компетентностей как главного элемента выбранной учащимися будущей профессиональной деятельности.
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в техническом профиле обучения, углубляющих профильный предмет:
-
- «Искусственный интеллект»;
- «Техническое обслуживание ЭВМ»;
- «Компьютерные сети и телекоммуникации»;
- «Логическое программирование»;
- «Проектирование информационных систем»;
- «Последовательные и параллельные алгоритмы»;
- «Основы объектно-ориентированного программирования»;
- «Информационные системы и модели»;
- «Защита информации»;
- «Сбои компьютера: диагностика, профилактика, лечение»;
- «Базы данных»;
- «Проектирование информационных систем»;
- «Сетевые технологии»;
- «Стандартизация программных средств и информационных технологий»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Разработка программного обеспечения для создания тестовых оболочек;
- «Разработка интерактивных моделей»;
- «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев (DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
- «Разработка приложений на основе клиент-сервисных баз данных»;
- «Обработка цифровых изображений»;
- «Основы разработки графических приложений (приложения 3D графики)»;
- «Цифровой видеомонтаж»;
- «Использование трёхмерной графики для подготовки анимационных фильмов»;
- «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
- «Алгоритмы упаковки/сжатия (архиваторы)».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в техническом профиле обучения, направленных на реализацию межпредметных связей:
-
- «Компьютерная математика»;
- «Теория алгоритмов»;
- «Автоматизированное рабочее место математика»;
- «Практикум по ООП»;
- «Построение геометрических фигур на экране ЭВМ»;
- «Использование программного обеспечения для решения задач по физике и математике»;
- «Алгебра, анализ и компьютерные технологии»;
- «Теория игр и компьютерные игры»;
- «Вероятностное моделирование»;
- «Технология создания сайтов»;
- «Методы математической обработки экспериментальных данных (разработка программ для различных областей научных исследований)»;
- «Основы автоматизированного проектирования»;
- «Представление графов и изучение алгоритмов работы с ними»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Логика в информатике»;
- «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования»;
- «Компьютерная графика»;
- «Основы Web-дизайна»;
- «Искусственный интеллект»;
- «Информационная культура и сетевой этикет»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев (DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
- «Разработка приложений на основе клиент-сервисных баз данных».
В социально-экономическом профиле и в универсальное обучение «Информатика» входит как базовый общеобразовательный предмет, следовательно, изучается на базовом уровне по 1 часу в неделю ежегодно. Изучение предмета может быть расширено за счет элективных курсов от 1 до 4 часов в неделю ежегодно. Такое изучение информатики с поддержкой элективными курсами по профильным предметам на основе использования ИКТ позволит учащимся сформировать информационную активность в применении ИКТ как неотъемлемую часть дальнейшего образования и профессионального роста.
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике в социально-экономическом профиле, углубляющих базовый предмет:
-
- «Технологии обработки экономической информации в табличном процессоре»;
- «Методы и средства компьютерной обработки статистических данных»;
- «Информационные технологии в бизнесе»;
- «Технические средства информатики»;
- «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»;
- «Основы алгоритмизации и программирования»;
- «Социальные последствия информатизации»;
- «Компьютер в народном хозяйстве»;
- «Основы микроэлектроники»;
- «Архитектура компьютера»;
- «Технические средства информатики»;
- «Техническое обслуживание компьютера»;
- «Искусственный интеллект»;
- «Модели управления производством»;
- «Использование информационных технологий в управлении»;
- «Основы кибернетики»;
- «Инженерная графика»;
- «Робототехника»;
- «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:
-
- «Инструментальные средства разработки WEB-ресурсов»;
- «Периферийные устройства вычислительной техники»;
- «Вычислительная техника и программирование»;
- «Искусственный интеллект»;
- «Основы сетевого этикета»;
- «Технология создания сайтов»;
- «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
- «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
- «Персональный организатор и коллективная работа»;
- «Разработка программного обеспечения для создания тестовых оболочек».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
-
- «Информационный бизнес»;
- «Коммуникационные технологии в коммерции»;
- «Использование информационных технологий в управлении»;
- «Проектирование баз данных и экологические системы»;
- «Геоинформационные системы для решения экономических задач»;
- «Информационное обеспечение маркетинга»;
- «Системы телекоммуникаций для организации повседневной хозяйственной деятельности (платежные системы, телемагазины, службыдоставки, поиск информации о товарах и услугах)»;
- «Основы экономического прогноза»;
- «Управление изменениями с помощью компьютерных технологий»;
- «Теория игр и компьютерные игры»;
- «Проектирование баз данных и транспортные системы»;
- «Учимся проектировать на компьютере»;
- «Технология создания сайтов»;
- «Компьютерная графика»;
- «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Средства и основы архитектурного моделирования»;
- «Основы автоматизированного проектирования».
Для естественно-научного профиля «Информатика» может изучаться за счет элективных курсов на основе программы обучения предмету на базовом уровне от 1 часа в неделю ежегодно или за счет элективных курсов до 2 часов в неделю ежегодно. Таким образом формируются стабильные ИКТ – компетентности учащихся по информатике и ИКТ в приложении к профильным знаниям и умениям, как основа современной информационной культуры выпускника школы.
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, углубляющих профильный предмет:
-
- «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения»;
- «Экспертные системы»;
- «Информационные процессы в системах живой природы»;
- «Инструментальные средства имитационного моделирования»;
- «Программирование»;
- «Методы математической обработки экспериментальных данных (разработка программ для различных областей научных исследований)»;
- «Моделирование в среде СУБД»;
- «Моделирование и системный анализ с помощью компьютера»;
- «Управляемые и самоуправляемые системы»;
- «Инструментальные средства создания Web-ресурсов»;
- «Исследование биологических моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»;
- «Биологический процессор — на пути к биокомпьютеру».
- «Основы моделирования и интерпретации моделей».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
-
- «Измерение физических величин и их обработка на компьютере»;
- «Физический эксперимент и компьютер»;
- «Физика: наблюдение, моделирование на компьютере»;
- «Модели управления химическим производством»;
- «Химический эксперимент и компьютер»;
- «Анимация как моделирование динамических систем»;
- «Организация сбора и анализа экспериментальных данных»;
- «Информационные системы»;
- Игра «Жизнь» как инструмент моделирования биологических процессов»;
- «Основы моделирования и интерпретации химических моделей»;
- «Проектирование баз данных в медицине»;
- «Бионика (информационные процессы в биологических системах)»;
- «Компьютерное моделирование неравновесных реакций»;
- «Как ДНК хранят информацию».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов школьников:
-
- «Анимация как моделирование динамических систем»;
- «Программирование»;
- «Средства обработки табличной информации»;
- «Средства обработки графической информации»;
- «Моделирование информационных процессов в биологических системах»;
- «Информационная безопасность»;
- «Создание и использование баз данных»;
- «Организация и проведение видео- и аудиотрансляций средствам и телекоммуникационных сетей»;
- «Разработка Web-приложений с использованием языков сценариев (DSC, Jscript, PHP. ASP)»;
- «Биология и кибернетика»;
- «Информатика, биология и китайская «Книга Перемен»»;
- «Защита информации»;
- «Программное обеспечение компьютерных сетей и WEB-серверов»;
- «Анимация как моделирование динамических систем»;
- «Компьютерные энциклопедии: создание и использование»;
- «Компьютерная визуализация».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
-
- «Геоинформационные системы»;
- «Инструментальные средства геоинформационных систем»;
- «Инструментальные средства создания карт»;
- «Основы моделирования процессов в биологических и экологических системах»;
- «Организация сбора и анализа экспериментальных данных»;
- «Инструментальные средства моделирования биологических процессов».
В гуманитарном профиле отдельные тематические блоки курса «Информатики» могут изучаться как элективные курсы от 1 до 4 часов в неделю за счет элективных курсов ежегодно. Такое изучение актуальных в профиле разделов информатики способствует формированию прикладных аспектов информационной деятельности учащихся в будущей профессии.
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, углубляющий базовый предмет:
-
- «Гипертекстовые технологии»;
- «Логическое программирование»;
- «Системы управления базами данных»;
- «Основы объектно-ориентированного программирования»;
- «Социальные последствия информатизации»;
- «Информационная культура и сетевой этикет»;
- «Корпоративные автоматизированные библиотечно-информационные системы»;
- «Информационно-поисковые системы»;
- «Информационная безопасность»;
- «Поисковые системы сети Интернет».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов:
-
- «Средства и основы архитектурного моделирования»;
- «Подготовка изображений (иллюстраций) с помощью средств цифрового моделирования художественных материалов»;
- «Цифровой видеомонтаж»;
- «Использование трёхмерной графики для подготовки анимационных фильмов»;
- «Организация и проведение видео и аудиотрансляций средствами телекоммуникационных сетей»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Персональный организатор и коллективная работа»;
- «Разработка программного обеспечения»;
- «Программирование»;
- «Средства обработки табличной информации»;
- «Средства обработки графической информации»;
- «Создание и использование баз данных»;
- «Технология создания сайтов»;
- «Обеспечение информационной безопасности на персональном компьютере при работе в сети»;
- «Персональный организатор и коллективная работа»;
- «Компьютерные энциклопедии: их создание и использование».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
-
- «Электронные энциклопедии: создание и использование»;
- «Основы информационной безопасности»;
- «Информационно-правовые системы»;
- «Принципы построения мировоззренческих моделей»;
- «Когнитивная информатика»;
- «Когнитивная психология и программирование»;
- «Использование компьютера в психологическом тестировании»;
- «Моделирование в истории и интерпретация моделей»;
- «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
- «Защита информации».
Рекомендуемый перечень элективных курсов по информатике, направленных на реализацию межпредметных связей:
-
- «Гипертекстовые технологии»;
- «Основы машинного перевода иноязычных текстов»;
- «Средства обработки текстовой информации»;
- «Издательские системы»;
- «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами»;
- «Приемы и методы компьютерной верстки».
Примеры программ элективных курсов
- Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Информатика». Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров — М. Вита Пресс, 2004. Скачать (634045 байт)
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информационные системы и модели» 10 — 11 классы (элективный курс) БИНОМ. Лаборатория знаний Скачать (168448 байт)
- Элективные курсы К. Полякова
- Элективные курсы по Photoshop
- Элективные курсы по Flash
- Элективный курс по 3D-моделированию
- Элективный курс «Информатика в задачах»