На сайте Единое содержание общего образования есть раздел «Методические материалы»:
- Методические пособия и рекомендации
В данном разделе представлены методические материалы по вопросам реализации ФГОС для учителей, классных руководителей, советников по воспитанию - Федеральные уроки для школьников
В данном разделе представлены материалы в помощь учителю при проведении занятий по федеральной тематике - Методические видеоуроки
В данном разделе представлены методические видеоуроки в помощь учителю при проведении урочных и внеурочных занятий в рамках реализации ФГОС:
* Видео «Обновление ФГОС начального и основного общего образования и примерная рабочая программа по информатике» - Типовой комплект методических документов
В разделе представлены материалы по организации образовательного процесса в общеобразовательной организации
Основным элементом методического компонента УМК является методическое пособие.
Методическое пособие — это разновидность учебно-методического издания, в котором собран и структурирован материал, описывающий задачи и методику обучения по какому-либо курсу, предмету, разделу или по направлению учебно-воспитательной работы.
Особенности методического пособия:
- содержит планы и конспекты уроков;
- может включать дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков;
- имеет ярко выраженную практическую направленность и доступность;
- предназначено в помощь педагогу в его повседневной работе.
Типы методических пособий:
- пособия с методическими советами (рекомендациями) по преподаванию курса, чаще всего подготовленные авторами учебников;
- пособия «из опыта работы» учителей, результаты апробаций, рекомендации авторов по работе с учебным пособием;
- комбинированные методические пособия, в которых представлены и рекомендации авторов, и дидактические материалы, и дополнительные, труднодоступные источники, опыт работы педагогов, справочные сведения, краткие словари, научно-методические журналы и т. п.
Методическая поддержка в области информатики
Методические рекомендации по организации обучения информатике:
- Смешанное обучение в условиях цифровой трансформации образования (для учебных предметов «Математика», «Информатика»): методические рекомендации / Роберт И. В., Шихнабиева Т. Ш., Козлов О. А. и др. ; под ред. Т. Ш. Шихнабиевой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022.
В методических рекомендациях рассмотрены вопросы совершенствования существующей практики смешанного обучения в условиях цифровой трансформации образования. Описаны предлагаемые для использования в учебном процессе организационные формы, методы и средства обучения для их последующей реализации в смешанном обучении на основе конвергенции традиционных и дистанционных организационных форм и методов обучения. На примерах учебных предметов математики и информатики предложены методические подходы по реализации смешанного обучения в условиях использования цифровых технологий.
Особое внимание уделено обеспечению информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса при организации смешанного обучения. Описаны методические подходы к организации удаленного рабочего места учащегося в условиях цифровой образовательной среды. Предложены рекомендации по использованию аппаратного и программного обеспечения интерактивных досок при реализации смешанного обучения. - Реализация профильного обучения технологической (инженерной) направленности на уровне среднего общего образования: методические рекомендации / Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В., Пентин А.Ю. и др. / под ред. Т.Ю. Ломакиной. М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2024.
Настоящие методические рекомендации разработаны на основе ретроспективного анализа нормативно-правовой базы профильного обучения в РФ и комплексного анализа статистических данных и научно-методической литературы по его реализации в течение последних 20 лет. Такой подход позволил выделить наиболее актуальные проблемы профильного обучения: дефицит выпускников технологического профиля, неоправданное доминирование внутришкольной формы его реализации, прикладной характер содержания профильного обучения, низкое качество подготовки обучающихся по профильным предметам.
В Методических рекомендациях рассматривается модель профильного обучения, ее реализация в трех вариантах учебных планов, дано содержание предметов «Физика» и «Информатика» и его реализация для технологического профиля; предложен алгоритм, который позволяет оценить ресурсы и возможности образовательной организации для открытия технологического профиля; знакомит с государственными инициативами в рамках Федерального проекта «Образование»; дает представление о планируемых результатах реализации профильного обучения технологической (инженерной) направленности для образовательной организации, колледжей и университетов, промышленных предприятий региона, самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
Методические материалы для проведения уроков информатики:
Методические пособия:
- Информатика (базовый уровень). Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Л. Л. Босова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022.
Методическое пособие содержит рекомендации по обучению информатике в 7-м классе в период перехода на обновленные ФГОС с использованием образовательными организациями УМК, включенных в федеральный перечень учебников. В пособии представлены методические аспекты достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «Информатика» по тематическим разделам «Теоретические основы информатики», «Цифровая грамотность», «Информационные технологии», изучаемым в 7-м классе. Даны рекомендации по планированию образовательного процесса по информатике в 7-м классе на базовом уровне. Представлены элементы нового содержания обучения, отсутствующие в существующих учебниках. Предложены варианты организации образовательного процесса в условиях цифровой информационно-образовательной среды. - Информатика (углубленный уровень). Реализация ФГОС основного общего образования : методическое пособие для учителя / Л. Л. Босова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022.
Методическое пособие содержит рекомендации по обучению информатике в 7-м классе в период перехода на обновленные ФГОС с использованием образовательными организациями УМК, включенных в федеральный перечень учебников. Представлены методические аспекты достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «Информатика» на углубленном уровне в 7-м классе по тематическим разделам «Теоретические основы информатики», «Цифровая грамотность», «Информационные технологии», изучаемым в 7-м классе. Даны рекомендации по планированию образовательного процесса по информатике в 7-м классе на базовом уровне; представлены элементы нового содержания обучения, отсутствующие в существующих учебниках; предложены варианты организации образовательного процесса в условиях цифровой информационно-образовательной среды. - Информатика (углубленный уровень). Реализация требований ФГОС среднего общего образования: методическое пособие для учителя / [Н.Н. Самылкина]. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023.
Методические рекомендации по учебному предмету «Информатика» (10-11 класс, углубленный уровень) включают общую характеристику требований обновленного ФГОС СОО и федеральной рабочей программы (ФРП) по информатике, обзор активных методов обучения и образовательных технологий, актуальных для их реализации. В пособии представлены элементы нового содержания обучения, отсутствующие в существующих учебниках, с примерами заданий и практических работ, а также даны рекомендации по использованию резервного времени по информатике на углубленном уровне. - Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Информатика» : методические рекомендации / [Л. Л. Босова, Н. Н. Самылкина]. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023.
В методических рекомендациях приведена общая характеристика предметных результатов изучения информатики на базовом уровне в основной школе, показана динамика их формирования по тематическим разделам «Цифровая грамотность», «Теоретические основы информатики», «Алгоритмы и программирование», «Информационные технологии». Описаны этапы, виды и формы текущего оценивания, тематическое, промежуточное оценивание, промежуточная аттестация и итоговое оценивание. Представлены формы и методы контроля и оценки ответов обучающихся, выполнения ими практических работ, результатов проектной деятельности. Приведены примеры итоговой контрольной работы за курс информатики 7 класса и итоговой контрольной работы за курс информатики основной школы (базовый уровень).
Методические интерактивные кейсы: сложные вопросы преподавания учебных предметов
- Информатика. 9 класс. / Информационное моделирование
- Информатика. 7-9 классы / Алгоритмы и программирование в основной школе: углубленный уровень изучения
- Информатика. 10-11 класс / Цифровая грамотность
- Информатика. 10-11 класс / Особенности изучения теоретических основ информатики
Мастерские (сайты) авторов учебников:
- УМК «Информатика». Авторы Босова Л.Л., Босова А.Ю.
- Сайт Константина Полякова
- Авторские мастерские методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний». Издательства уже нет, но материалы пока актуальны:
- информация о всех изданиях издательства и способах их приобретения;
- информация об авторах;
- оглавление и фрагменты изданий;
- примерные рабочие программы и пояснительные записки;
- методические пособия, находящиеся в свободном доступе;
- дополнительные материалы к учебникам;
- примеры уроков;
- презентации к урокам;
- информационные письма и другие материалы.
Методические рекомендации для проведения внеурочных занятий в области информатики:
- Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022.
Методические рекомендации являются частью системы учебно-методических материалов по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов. Разработка материалов осуществлена по заданию Министерства просвещения РФ. Методические материалы включают характеристику системы заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенных в электронном формате на платформе Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) и портале института (http://skiv.instrao.ru). Представлены рекомендации по включению инновационных заданий в учебный процесс основной школы, контрольно-оценочную деятельность учителей и администрации общеобразовательной организации. Задания предложенной системы могут быть использованы для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности.
Особенностью методических рекомендаций является включение специального раздела «Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «Формирование функциональной грамотности. Учимся для жизни» для 5 классов с использованием открытого банка заданий на портале РЭШ и ИСРО РАО. Эта часть методических рекомендаций была размещена на портале института в начале учебного года для использования в процессе введения обновленных ФГОС с 5-го класса. В рекомендациях описаны особенности организации и проведения внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности, содержание занятий, основные виды деятельности учащихся, формы проведения занятий, а также даны ссылки как на печатные, так и цифровые ресурсы по всем шести модулям-направлениям функциональной грамотности в последовательности их представления в Программе по курсу внеурочной деятельности. - Перечень рекомендуемого оборудования для школьных кабинетов дополнительного образования инженерной направленности // А. Д. Бакун, А. А. Якута, Л. А. Паршутина / Под ред. Л. А. Паршутиной. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2024.
В перечне перечислено типовое оборудование, рекомендуемое для оснащения школьных кабинетов с целью проведения занятий в классах инженерной направленности при реализации рабочих программ дополнительного образования. Перечень составлен с учетом практического опыта учителей Университетского лицея № 1511 предуниверситария ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”» (НИЯУ «МИФИ») и преподавателей Центра инженерного творчества НИЯУ «МИФИ». Перечень оборудования составлен в расчете на работу с классом наполняемостью 25 человек. В перечне указаны минимально необходимые технические характеристики оборудования, в качестве иллюстраций приведены изображения соответствующего оборудования. Данные сведения не носят рекламного характера, а даны исключительно в информационных целях (оборудование может быть заменено любым иным с аналогичными или лучшими техническими характеристиками).