Кабинет информатики

Кабинет информатики или класс с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) или видеодисплейными терминалами (ВДТ) в учебных заведениях системы общего среднего образования организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной школы или учебного заведения среднего уровня образования любого профиля, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных занятий как по курсу информатики, так и другим общеобразовательным или учебным предметам с использованием информационных технологий.

Кабинет информатики должен быть выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и приобретению учащимися прочных знаний по информатике и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

Кабинеты информатики и работа с электронными средствами обучения (ЭСО) должны соответствовать гигиеническим нормативам. (п. 2.10.2 СанПиН 2.4.3648-20)

Площадь учебных помещений (указана без учета площади, необходимой для дополнительного оборудования и (или) мебели для хранения оборудования и (или) учебных пособий) (Гигиенические нормативы и требования. Таблица 6.1):

Наименование помещения

Норматив, не менее

Организация обучения для детей старше 7 лет и молодежи

Учебные помещения, кабинеты, аудитории при фронтальных формах занятий

2,5 м 2/чел.

Учебные помещения, кабинеты, аудитории при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий

3,5 м 2/чел.

Помещения, оборудованные индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером

4,5 м 2/ рабочее место

Лаборантская при специализированных кабинетах, лабораториях, мастерских (ПОО)

15,0 м 2

Допустимые величины параметров микроклимата в организации обучения (Гигиенические нормативы и требования. Таблица 5.34).
При оценке допустимой температуры воздуха учитывают следующее:

  • диапазоны допустимых значений температуры помещений приведены для холодного периода года;
  • в теплый период года для всех типов помещений верхняя граница допустимой температуры воздуха может достигать не более 28°С, нижняя граница идентична холодному периоду года;
  • при отсутствии детей в помещениях должна поддерживаться температура не ниже 15°С.

Наименование помещения

Допустимая температура воздуха (°С)

Относительная влажность воздуха, %

Скорость движения воздуха, м/с (не более)

Организация обучения для детей старше 7 лет и молодежи

Учебные помещения, кабинеты, аудитории

18-24

40-60

0,1

Помещения, оборудованные индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером

18-24

55-62

0,1

Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами. (п. 3.5.5 СанПиН 2.4.3648-20)

В помещении, где организовано рабочее место обучающегося с компьютером (ноутбуком) или планшетом, необходимо предусмотреть естественное освещение и искусственное общее и местное на рабочем столе. Источник местного освещения на рабочем месте обучающегося должен располагаться сбоку от экрана персонального компьютера (ноутбука) или планшета. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. (п. 3.5.15 СанПиН 2.4.3648-20)

Все помещения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. (п. 2.11.2 СанПиН 2.4.3648-20)

При использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры, компьютерной мыши необходимо ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта. (п. 3.5.14 СанПиН 2.4.3648-20)

Оснащение кабинета

Приказ Министерства просвещения РФ от 23 августа 2021 года № 590 «Перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций …»

Раздел 2. Комплекс оснащения предметных кабинетов (в соответствии с СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21) Позиции 2.1-2.18 являются общими для нескольких предметных кабинетов (и предмета информатики) и приобретается в каждый из них

Специализированная мебель и системы хранения

Основное оборудование

2.1.

Доска классная/Рельсовая система с классной и интерактивной доской (программное обеспечение, проектор, крепления в комплекте)/интерактивной панелью (программное обеспечение в комплекте)

2.2.

Стол учителя с ящиками для хранения или тумбой

2.3.

Кресло учителя

2.4.

Шкаф для хранения учебных пособий

2.5.

Доска пробковая/Доска магнитно-маркерная

2.6.

Система (устройство) для затемнения окон

Технические средства

Основное оборудование

2.7.

Сетевой фильтр

2.8.

Документ-камера

2.9.

Многофункциональное устройство/принтер

2.10.

Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный (программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте)/Рельсовая система с классной и интерактивной доской (программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте)/интерактивной панелью (программное обеспечение в комплекте)

2.11.

Компьютер учителя с периферией/ноутбук (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты от вредоносной информации, программное обеспечение для цифровой лаборатории, с возможностью онлайн-опроса)

Электронные средства обучения

Основное оборудование

2.12.

Электронные средства обучения/Интерактивные пособия/Онлайн-курсы (по предметной области)

2.13.

Комплект учебных видеофильмов (по предметной области)

Демонстрационные учебно-наглядные пособия

Основное оборудование

2.14.

Словари, справочники, энциклопедия (по предметной области)

Специализированная мебель и системы хранения

Основное оборудование

2.15.

Стол ученический, регулируемый по высоте

2.16.

Стул ученический поворотный, регулируемый по высоте

2.17.

Тумба для таблиц под доску/Шкаф для хранения таблиц и плакатов/Система хранения и демонстрации таблиц и плакатов

Демонстрационные учебно-наглядные пособия

Дополнительное вариативное оборудование

2.18.

Комплект демонстрационных учебных таблиц (по предметной области)

Подраздел 20. Кабинет информатики

Специализированная мебель и системы хранения

Основное оборудование

2.20.1.

Кресло компьютерное

Основное/Дополнительное вариативное оборудование

2.20.2.

Кондиционер (в случае его отсутствия в проектно-сметной документации)

Дополнительное вариативное оборудование

2.20.3.

Стол компьютерный

Технические средства

Основное оборудование

2.20.4.

Источник бесперебойного питания

2.20.5.

Компьютер ученика с периферией/ноутбук (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации)

2.20.6.

Пакет программного обеспечения для обучения языкам программирования

Дополнительное вариативное оборудование

2.20.7.

Планшетный компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации)

Мобильный компьютерный класс для основного общего и среднего общего образования

Основное оборудование

2.20.8.

Тележка-хранилище ноутбуков/планшетов с системой подзарядки в комплекте с ноутбуками/планшетами (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации, программное обеспечение с возможностью подготовки к ГИА, программное обеспечение для цифровых лабораторий)

Подраздел 21. Кабинет видеоконференцсвязи и дистанционного обучения

Специализированная мебель и системы хранения

Основное оборудование

2.21.1.

Конференц-стол

2.21.2.

Стул/кресло к конференц-столу

2.21.3.

Система (устройство) для затемнения окон (в случае отсутствия в проектно-сметной документации)

Технические средства

Основное оборудование

2.21.4.

Компьютер учителя с периферией/ноутбук (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты от вредоносной информации)

2.21.5.

Многофункциональное устройство/принтер

Система для организации видеоконференцсвязи

Основное оборудование

2.21.6.

Веб-камера для фиксации изображения в режиме реального времени для подключения к компьютеру или ноутбуку через USB-порт

2.21.7.

Жидкокристаллический дисплей

2.21.8.

Базовый блок-кодер

2.21.9.

Сетевой фильтр

2.21.10.

Микрофоны/спикерфоны

2.21.11.

Программное обеспечение для дистанционного обучения

Дополнительное вариативное оборудование

2.21.12.

Центральный блок (видеокодек) по кодированию/декодированию аудио- и видеосигнала

2.21.13.

Роботизированная камера со встроенным электромеханическим приводом, который позволяет дистанционно управлять направлением взгляда объектива

2.21.14.

Выносной высокочувствительный микрофон

2.21.15.

Документ-камера

2.21.16.

Пульт делегата

2.21.17.

Пульт председателя

2.21.18.

Системы голосования

2.21.19.

Программный сервер видеоконференцсвязи

2.21.20.

Терминал видеоконференцсвязи

2.21.21

Видеоконференц-система

2.21.22.

Видеотелефон

Подраздел 24. Профильные классы

Часть 1. Профильный инженерно-технологический класс

Дополнительное вариативное оборудование

Специализированная мебель и системы хранения

2.24.1.

Стол ученический, регулируемый по высоте электрифицированный

Оборудование лаборатории

2.24.2.

Стол ученический, регулируемый по высоте электрифицированный

2.24.3.

Стул ученический поворотный, регулируемый по высоте

Лаборатория инженерной графики

Технические средства

2.24.4.

Универсальная Интерактивная Система

2.24.5.

Специализированное программное обеспечение для работы с инженерной графикой

2.24.6.

Комплект учебно-методических материалов для педагога

2.24.7.

Планшетный компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации)

Электронные средства обучения для инженерно-технологического класса

2.24.8.

Специализированное программное обеспечение для работы с инженерной графикой

2.24.9.

Комплект учебно-методических материалов для ученика

Лаборатория 3D моделирования и прототипирования

2.24.10.

3D принтер профессионального качества

2.24.11.

Конструктор для сборки 3D принтера

2.24.12.

Комплект расходных материалов к 3D принтеру

2.24.13.

Конструктор для сборки 3D сканера

2.24.14.

Конструктор для сборки станков для механической обработки

2.24.15.

Программное обеспечение

2.24.16.

Комплект учебно-методических материалов

Модуль автоматизированных технических систем

Образовательный модуль для изучения основ робототехники. Творческое проектирование и соревновательная деятельность

2.24.17.

Базовый робототехнический набор для творческого проектирования и соревновательной деятельности

2.24.18.

Ресурсный набор для творческого проектирования и соревновательной деятельности

2.24.19.

Комплект полей для робототехнических соревнований

2.24.20.

Программное обеспечение

2.24.21.

Комплект учебно-методических материалов

Образовательный модуль для изучения основ робототехники. Конструирование. Электроника и микропроцессоры. Информационные системы и устройства

2.24.22.

Базовый робототехнический набор для конструирования, изучения электроники и микропроцессоров и информационных систем и устройств

2.24.23.

Образовательный набор по электронике, электромеханике и микропроцессорной технике

2.24.24.

Программируемый контроллер к базовому робототехническому набору для конструирования, изучения электроники и микропроцессоров и информационных систем и устройств

2.24.25.

Программируемый контроллер для изучения встраиваемых кибернетических систем к базовому робототехническому набору для конструирования, изучения электроники и микропроцессоров и информационных систем и устройств

2.24.26.

Программное обеспечение

2.24.27.

Комплект учебно-методических материалов

2.24.28.

Комплексная лаборатория по изучению аналоговой и цифровой электроники, микропроцессоров, программирования электронных устройств, с комплектом учебно-методических материалов

Образовательный модуль для углубленного изучения робототехники. Системы управления робототехническими комплексами. Андроидные роботы

2.24.29.

Базовый робототехнический набор для изучения систем управления робототехническими комплексами и андроидными роботами

2.24.30.

Ресурсный робототехнический набор для изучения систем управления робототехническими комплексами и андроидными роботами

2.24.31.

Образовательный набор для изучения многокомпонентных робототехнических систем и манипуляционных роботов

2.24.32.

Образовательный набор для изучения технологий связи и концепции сети передачи данных между физическими объектами, IоТ

2.24.33.

Программное обеспечение

2.24.34.

Комплект учебно-методических материалов

Образовательный модуль для углубленного изучения робототехники и подготовки к соревнованиям

2.24.35.

Расширенный робототехнический набор для углубленного изучения робототехники и подготовки к соревнованиям

2.24.36.

Комплект полей для робототехнических соревнований

2.24.37.

Программное обеспечение

2.24.38.

Комплект учебно-методических материалов

Образовательный модуль для изучения основ манипуляторной робототехники

2.24.39.

Базовый набор учебного манипулятора

2.24.40.

Расширенный робототехнический набор для изучения основ манипуляторной робототехники

2.24.41.

Ресурсный набор учебного манипулятора

2.24.42.

Комплект линейных перемещений

2.24.43.

Конвейерная лента

2.24.44.

Комплект технического зрения

2.24.45.

Комплект учебно-методических материалов

Образовательный модуль для изучения распределенных систем управления робототехнических комплексов на основе операционных систем реального времени

2.24.46.

Комплект для изучения операционных систем реального времени и систем управления автономных мобильных роботов

2.24.47.

Образовательный набор для изучения технологий машинного зрения, построения и настройки нейросетей и проектирования беспилотников

2.24.48.

Учебно-лабораторный комплект автоматизированной производственной линии

2.24.49.

Автономный робот манипулятор с колесами всенаправленного движения

2.24.50.

Комплект для изучения операционных систем реального времени и систем управления автономных мобильных роботов

Мобильный класс виртуальной реальности

2.24.64.

Автономный шлем VR (виртуальной реальности)

2.24.65.

Инструментарий дополненной реальности и инструментарий панорамной съемки

2.24.66.

Набор модульных датчиков для отслеживания шлемов виртуальной реальности и рук

2.24.67.

Программное обеспечение для работы VR, AR — средой (VR — виртуальная реальность, созданная техническими средствами, AR — дополнительная реальность, созданная техническими средствами)

2.24.68.

Система хранения и заряда оборудования с функцией ультрафиолетовой обработки шлемов виртуальной реальности

Требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций

4. К основному оборудованию, включаемому в перечень средств обучения и воспитания, относится оборудование, обязательное к приобретению для оснащения общеобразовательной организации (далее — Основное оборудование).
5. Оснащение общеобразовательных организаций должно осуществляться в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, что означает приобретение всего Основного оборудования, перечисленного в перечне средств обучения и воспитания.
6. Дополнительное вариативное оборудование, указанное в перечне средств обучения и воспитания (далее — Дополнительное вариативное оборудование), комплектуется субъектом Российской Федерации исходя из потребностей общеобразовательной организации при условии оснащения общеобразовательной организации всем Основным оборудованием за счет средств федерального бюджета и/или за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
7. Часть оборудования, указанного в перечне средств обучения и воспитания, именуется «Основное/Дополнительное вариативное оборудование» и оснащается в качестве Основного оборудования при наличии в соответствии с архитектурно-планировочными решениями проектной документации объекта общеобразовательной организации следующих предметных кабинетов и общешкольных помещений: снарядной при универсальном спортивном зале, плавательного бассейна, группы продленного дня, игровой для группы продленного дня, кабинета естествознания за счет средств федерального и/или консолидированного бюджетов.
9. В зависимости от реализуемых основных общеобразовательных программ функциональное оснащение предполагает наличие в общеобразовательной организации следующих комплексов:
1) комплекс оснащения кабинетов, предназначенных для получения начального общего образования по образовательным программам начального общего образования: кабинеты начальных классов, музыки, мобильный компьютерный класс, кабинет учителя логопеда, кабинет школьного психолога, кабинет и игровая для группы продленного дня. Дополнительно к оснащению указанных кабинетов могут комплектоваться вариативные модули, включая мобильный компьютерный класс, лабораторию проектно-исследовательской деятельности для начальных классов;
2) комплекс оснащения кабинетов, предназначенных для получения основного общего и среднего общего образования по образовательным программам основного общего образования, среднего общего образования соответственно: кабинеты русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания, географии, изобразительного искусства, музыки, физики, химии, биологии и экологии, естествознания, астрономии, математики, информатики, технологии, основ безопасности жизнедеятельности, профильных классов, мобильный компьютерный класс (может быть организован на базе любого предметного кабинета).
13. Основное функциональное назначение модулей — обеспечение успешного освоения обучающимися основных общеобразовательных программ, формирование компетентностей применения современных технологий и работы с техникой и робототехникой, ознакомление с профильной средой, помощь в выборе будущей профессии.

Запрещается увеличивать установленное число парт (столов), а также превышать нормативную вместимость в учебных классах и кабинетах. (п. 91. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»)

Требования к расстановке мебели (Гигиенические нормативы и требования. Таблица 6.2):

Показатель

Норматив

Минимальные разрывы, расстояния, не менее

Мебель в учебном помещении

между столами и стенами (светонесущей и противоположной светонесущей)

50 см

между рядами столов

50 см

от учебной доски до первого ряда столов

240 см

Наибольшая удаленность от учебной доски до последнего ряда столов

не более 860 см

Угол видимости учебной доски

до 7 лет; 1-4 классы

45°

5 — 11 классы, ПОО

35°

Высота нижнего края учебной доски над полом

70-90 м

Размер экрана электронных средств обучения (Гигиенические нормативы и требования. Таблица 6.3)

Электронные средства обучения

Диагональ экрана, дюйм/см, не менее

Интерактивная доска (интерактивная панель)

65/165,1

Монитор персонального компьютера, ноутбука

15,6/39,6

Ноутбук

14,0/35,6

Планшет

10,5/26,6

При оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью), нужно учитывать её размер и размещение, которые должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы. Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения. Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта. (п. 2.4.4 СанПиН 2.4.3648-20)

Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия. Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) .

Линейные размеры (диагональ) экрана ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам. (п. 3.5.6 СанПиН 2.4.3648-20)

Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается. (п. 2.4.5 СанПиН 2.4.3648-20)
Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30°. (п. 3.5.7 СанПиН 2.4.3648-20)

Шрифтовое оформление электронных учебных изданий должно соответствовать гигиеническим нормативам. (п. 3.5.8 СанПиН 2.4.3648-20) Шрифтовое оформление электронных учебных изданий (Гигиенические нормативы и требования):

Для текстовой информации в электронном учебном издании не допускается применять:

  • узкое начертание шрифта;
  • курсивное начертание шрифта (кроме выделений текста);
  • более четырех цветов шрифта различных длин волн на одной электронной странице;
  • красный фон электронной страницы.

Кегль шрифта вспомогательных элементов буквенных и числовых формул должен быть не менее 9 пунктов.

В таблицах кегль шрифта должен быть не менее 10 пунктов. При выводе одной или нескольких ячеек таблицы на отдельные электронные страницы кегль шрифта текста в ячейках должен быть не менее 12 пунктов. Расстояние между колонками в таблице должно быть не менее 12 мм.

При использовании ноутбука с диагональю экрана 14 дюймов при работе с текстом размер шрифта, должен быть увеличен на 2 пункта для сохранения размера символа на экране.

Классы

Объем текста единовременного прочтения, количество знаков

Кегль шрифта, пункты, не менее

Длина строки, мм, не менее

Группа шрифта

1-2 классы

не более 100

16

не регл.

рубленые

не более 200

18

80

3-4 классы

не более 200

14

не регл.

рубленые

не более 400

16

80

более 400

18

90

рубленые

5-9 классы

не более 200

12

не регл.

все группы

не более 400

14

50

все группы

более 400

16

80

рубленые

10-11 классы, профессиональное образование и профессиональное обучение

не более 200

10

не регл.

рубленые

не более 400

12

50

все группы

более 400

14

80

все группы

Интерактивную доску (панель) и другие ЭСО следует выключать или переводить в режим ожидания, когда их использование приостановлено или завершено. (п. 3.5.11 СанПиН 2.4.3648-20)

Документация кабинета информатики

В начале каждого учебного года школьная комиссия (утверждается директором ОУ) должна проверить готовность кабинета информатики к учебному процессу  и составить Акт приемки

  1. Санитарно-гигиенический паспорт кабинета;
  2. Правила работы в кабинете информатики (утвержденные директором):
  3. Сертификаты соответствия требованиям нормативных документов на имеющуюся технику;
  4. Инвентарная книга учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, с планами дооборудования кабинета информатики (утвержденная директором);
  5. Журнал вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;
  6. Журнал технического обслуживания и ремонта техники;
  7. Журнал учета работы в Интернете;
  8. График занятости кабинета информатики.

Заведующий кабинета информатики

Заведующий кабинетом несет ответственность за сохранность оборудования, ведение журнала инвентаризационной записи, содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания вычислительной техники, правильное использование ее, регистрацию отказов машин и организацию их отладки или ремонта, за исправность противопожарных средств и средств первой помощи при несчастных случаях, за своевременное проведение вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности, за соблюдение преподавателем и учащимися правил техники безопасности, регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, включения и выключения электропитания.

Деятельность заведующего кабинетом информатики охватывает широкий круг обязанностей, очень многогранна и ответственна.

Учебные занятия в кабинете информатики

Количество обучающихся в классе (группе) определяется, исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий) возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей). (Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115; п. 21, 23)

При знакомстве с кабинетом информатики преподаватель должен распределить учащихся и закрепить их по рабочим местам с учетом роста, состояния зрения и слуха; ознакомить с правилами техники безопасности и работы в кабинете.

Учащиеся, в свою очередь, должны сдать зачет по технике безопасности и правилам работы в кабинете, что отмечается в «Журнале регистрации вводного и периодического инструктажей по технике безопасности», в котором указывается дата инструктажей и зачетов, фамилии и инициалы преподавателей, проводивших инструктаж и принявших зачет, фамилии и инициалы учеников, сдавших зачет, содержание инструктажа. Ученики должны нести полную ответственность за состояние своего рабочего места и размещенного на нём оборудования.

Преподаватели, работающие в кабинете информатики, должны строго следить за выполнением учащимися требований техники безопасности и правил работы в кабинете и отмечать на каждом занятии в журналах использования ЭСО время начала и окончания работы, содержание ее, состояние рабочего места, отказы машин. При организации работы в кабинете информатики следует исходить из необходимости интенсивного и одновременно эффективного использования оборудования.

Учебная загрузка кабинета, оснащённого электронными средствами обучения (ЭСО), должна составлять не менее 36 часов в неделю. Время, свободное от обязательных занятий по программе курса информатики, должно использоваться для преподавания других учебных предметов с использованием ПЭВМ, для факультативной и кружковой работы. Целесообразно также постараться подключить к внеклассной работе с учащимися их родителей.

В Кабинете информатики может проводиться следующая работа:

  1. занятия по информатике и другим учебным предметам с использованием средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, учебного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ;
  2. составление учащимися прикладных программ по заданиям учителей и руководства учебным заведением для удовлетворения потребностей учебного заведения и базовых предприятий;
  3. внеклассные занятия с использованием средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, учебного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ.

Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях должна соответствовать гигиеническим нормативам. (п. 3.5.9 СанПиН 2.4.3648-20)

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать (п. 2.10.2 СанПиН 2.4.3648-20)

  • для детей 5-7 лет — 5-7 минут,
  • для учащихся 1-4-х классов — 10 минут,
  • для 5-9-х классов -15 минут.

При необходимости использовать наушники время их непрерывного использования для всех возрастных групп должно составлять не более часа. Уровень громкости не должен превышать 60% от максимальной. Внутриканальные наушники должны быть предназначены только для индивидуального использования. (п. 3.5.10 СанПиН 2.4.3648-20)

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать (п. 2.10.2 СанПиН 2.4.3648-20)

  • для интерактивной доски:
    • для детей до 10 лет — 20 минут,
    • старше 10 лет — 30 минут;
  • компьютера
    • для детей 1-2 классов — 20 минут,
      • Использование ноутбуков обучающимися начальных классов возможно при наличии дополнительной клавиатуры. (п. 3.5.4 СанПиН 2.4.3648-20)
    • 3-4 классов — 25 минут,
    • 5-9 классов — 30 минут,
    • 10-11 классов — 35 минут.

Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет). (п. 3.5.2 СанПиН 2.4.3648-20)

Работа на ЭСО должна проводиться в свободном ритме и темпе, отвечающем индивидуальным особенностям учащихся.

При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна проводиться во время перемен.
Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения (далее физкультминутки). (п. 2.10.2 СанПиН 2.4.3648-20)

Для учащихся 8 – 11 классов должен проводиться комплекс упражнений для глаз через 15–20 минут работы на ЭСО, для остальных классов — после установленной длительности работы. Во время уроков могут выполняться физкультпаузы целенаправленного действия (для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей).

Пренебрегать выполнением комплексов упражнений для глаз, физкультминутками и физкультпаузами не следует, так как их проведение улучшает функциональное состояние зрительного анализатора, центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др. систем организма, способствует ликвидации застойных явлений в нижней половине тела и ног, образующихся при работе в положении сидя, улучшает кровоснабжение мозга.

Внеурочная деятельность и дистанционное обучение

Занятия в кружках с использованием ПЭВМ или ВДТ должны проводиться не чаще двух раз в неделю, общей продолжительностью: для учащихся 2 – 5 классов ( 7-10 лет) не более 60 минут; для учащихся 6 классов и старше – до 90 минут.

Недопустимо отводить время всего занятия в кружке для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается проводить их в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся 2 – 5 классов и до 15 минут — для более старших учащихся.

При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00 часов. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут. (п. 3.5.12 СанПиН 2.4.3648-20)

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии