Программа внеурочной деятельности Инфознайка

Программа внеурочной деятельности «Инфознайка»

8 класс

Автор
учитель информатики
МБУ «Школа № 62» г.о.Тольятти
Стуликова Алевтина Алексеевна

Пояснительная записка

 Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной.

Данная программа кружковых занятий по информатике рассчитана на 34 часа, и носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.

Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 14 – 15 лет. Сроки реализации программы: 1 год. Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 40 мин), всего 34 часа в год.

Программа внеурочной деятельности «Инфознайка» составлена на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной учебной программы по информатике, требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

Цели и задачи изучения информатики в основной школе.

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • развитие умений составлять и записывать алгоритм для исполнителя;
  • формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются элементы игры, теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.

Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, конкурсы, выставки.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

  1. Обучение в активной познавательной деятельности. Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, «набивая руку» при работе с клавиатурой, общаясь в парах и группах друг с другом.
  2. Индивидуальное обучение. Обучение учащихся работе на компьютере дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере.
  3. Принцип природосообразности. Любимый вид деятельности школьников – игра, через нее они познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса.
  4. Преемственность. Программа курса построена так, что каждая последующая тема логически связана с предыдущей. Данный принцип учащимся помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия.

По мере опытной проверки предполагается корректирование содержания программы.

Содержание программы

  1. Модуль Crt (3 часа)

Среда программирования. Программа. Модуль. Режимы среды Паскаль. Система координат. Интерфейс среды Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Модуль Crt. Основные процедуры модуля CRT. Основные функции модуля CRT.

Практические работы нацелены на изучение интерфейса среды Паскаль, изучение основных объектов среды Паскаль, функций модуля Crt.

Модуль Graph (16 часов)

Модуль Graph. Система координат в графическом режиме. Инициализация графического режима. Установка цвета и фона из палитры. Процедуры Setcolor, Line, Set-LineStyle. Функции GetmaxX и GetmaxY. Процедуры MoveTo и LineTo, LineRel, MoveRel, Put-Pixel, Bar3D, Circle и Arc, Ellipse и FillEllipse.

Практические работы нацелены на изучение интерфейса среды Паскаль, изучение основных объектов среды Паскаль, функций модуля Crt и системы координат модуля Graph, выполнение проектов «Звездное небо», «Чебурашка»

Работа с текстом в графическом режиме (4 часа)

Шрифты. Текст в графическом режиме. Система координат. Вывод текста на экран в графическом режиме. Процедуры OutText, SetTextStyle, SetTextJustify, SetUserCharSize, Str, SetViewPort. Русские шрифты в графическом режиме. Функции GetX и GetY. Построение системы координат.

Практические работы:  Выполнение проекта «Автомобиль».

Программирование движения на экране (11 часов).

Динамическое программирование. Движение. Программирование движения на экране. Построение графиков простейших функций в движении. Движение многоугольников. Движение кругов.

Практические работы:  Выполнение проектов «Кораблик. Поплыли!», «Яркое солнце лучами играет», «Скачущий мячик», «Архимедова спираль».  Разработка и защита творческих проектов.

После окончания изучения учащиеся должны знать:

  • основные алгоритмические структуры.
  • понятие среды программирования;
  • назначение основных элементов интерфейса среды Паскаль;
  • структуру программы на Паскале;
  • основные       функции модуля CRT;
  • назначение       инициализации графического режима;
  • систему координат в графическом и текстовом режиме.
  • процедуры и функции работы с тестом в графическом режиме;
  • принципы построения системы координат;
  • основы построения простейших графиков.
  • принципы создания движущихся объектов;
  • отличия движения многоугольников от фигур вращения.

Учащиеся должны уметь/использовать в практической деятельности:

  • разрабатывать простейшие алгоритмы.
  • инсталлировать среду Паскаль.в среде Windows для домашнего использования;
  • создавать простейшие программы;
  • осуществлять файловые операции с программами;
  • инициализировать графический режим;
  • ориентироваться на экране компьютера в графическом режиме.
  • использовать процедуры для работы с текстом;
  • выводить текст на экран в графическом режиме;
  • использовать переменные для решения вычислительных задач;
  • строить графики простейших функций;
  • использовать процедуры и функции работы с тестом в графическом режиме для создания творческих проектов.
  • команды повторов для организации движения;
  • использовать операции отношений и логические операции для формирования условий в командах повтора и ветвления;
  • организацию движения для создания творческих проектов.

Учебно-тематическое планирование

Содержание Всего, час Количество часов
Теоретических Практических
Модуль Crt (3 часа)
1. Модуль Crt. Основные процедуры модуля CRT. 1 0,5 0,5
2. Модуль Crt. Основные процедуры модуля CRT. 1 0,5 0,5
3. Модуль Crt. Основные функции модуля CRT. 1 0,5 0,5
Модуль Graph (16 часов)
4. Модуль Graph. Система координат. 1 0,5 0,5
5. Палитра. Установка цвета и фона из палитры. 1 0,5 0,5
6. Процедуры Setcolor, Line, SetLineStyle. 1 0,5 0,5
7. Функции GetmaxX и GetmaxY. Процедуры MoveTo и LineTo. 1 0,5 0,5
8. Процедура LineRel. 1 0,5 0,5
9. Построение треугольника. 1 0,5 0,5
10. Процедуры MoveRel, PutPixel. 1 0,5 0,5
11. Управление точкой на экране. 1 0,5 0,5
12. Проект «Звездное небо» 1 1
13. Процедуры ClearDevice, SetBkColor. 1 0,5 0,5
14. Процедуры Rectangle и Bar. 1 0,5 0,5
15. Процедура Bar3D. 1 0,5 0,5
16. Процедуры Circle и Arc. 1 0,5 0,5
17. Процедуры Ellipse и FillEllipse. 1 0,5 0,5
18. Проект «Чебурашка» 1 1
19. Создание графических изображений. 1 1
Работа с текстом в графическом режиме (4 часа)
20. Вывод текста на экран в графическом режиме. Процедура OutText. 1 0,5 0,5
21. Проект «Автомобиль». 1 0,5 0,5
22. Процедура SetTextStyle. 1 0,5 0,5
23. Русские шрифты в графическом режиме. 1 0,5 0,5
Программирование движения на экране (11 часов)
24. Проект «Яркое солнце лучами играет» 1 0,5 0,5
25. Движение многоугольников. 1 0,5 0,5
26. Проект «Кораблик. Поплыли!» 1 1
27. Движение кругов. 1 0,5 0,5
28. Проект «Скачущий мячик» 1 1
29. Проект «Архимедова спираль» 1 0,5 0,5
30. Выполнение творческого проекта. 1 1
31. Выполнение творческого проекта. 1 1
32. Выполнение творческого проекта. 1 1
33. Защита проектов. 1 1
34. Защита проектов. 1 1
Итого 34 12 22

Планируемые результаты реализации программы

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики:

  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
  • умение представлять назначение и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
  • умение определять по данному алгоритму, для решения какой задачи он предназначен;
  • умение разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

Информационно-методическое обеспечения курса

Литература

Для педагогов:

  • В.В. Махно, С.С. Михалкович, М.В. Пучкин Основы программирования графики. – Ростов-на-дону, 2007.
  • В.В. Махно, С.С. Михалкович, М.В. Пучкин Основы программирования графики (http://pascalabc.net/downl1/GraphicsPABC2007.pdf)
  • Ресурсы сайта Современное программирование на языке Паскаль (http://pascalabc.net/ )
  • М. Э. Абрамян Электронный задачник по программированию Programming Taskbook (http://ptaskbook.com/ru/ )
  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Для учащихся:

  • Ресурсы сайта Современное программирование на языке Паскаль (http://pascalabc.net/ )
  • М. Э. Абрамян Электронный задачник по программированию Programming Taskbook (http://ptaskbook.com/ru/ )
  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Материально-техническое обеспечение

  • Моноблок учителя.
  • Мультимедиа проектор.
  • Колонки, наушники.
  • Ученические компьютеры.
  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  • Стол учительский.
  • Шкафы для хранения дидактических материа­лов, пособий, учебного оборудования  и пр.
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления дидактических материалов.
  • Демонстрационный и раздаточный материал.

Программное обеспечение

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер.
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • MS Office.
  • Браузер.
  • Система программирования PascalABC.NET
5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии