Информационно-образовательная среда

Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это совокупность цифровых технологий и образовательного контента. Она делает образование доступным для всех учащихся, помогает персонализировать обучение и повышать компьютерную грамотность.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это концепция, направленная на интеграцию цифровых технологий в обучение. ЦОС позволяет создавать гибкую и адаптивную образовательную среду, которая учитывает потребности каждого учащегося. Основная задача ЦОС — повышение качества образования за счет современных информационных технологий.

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.

Основные элементы ЦОС:

  • Технологическая инфраструктура
  • Образовательные ресурсы и контент
  • Системы управления обучением

Цифровая образовательная среда (ЦОС) выступает как новый технологический уровень в развитии информационной образовательной среды (ИОС).

Информационно-образовательная среда (ИОС) — это открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий.

ИОС — это среда, в которой может быть множество информационных систем и цифровых образовательных ресурсов.

Информационные системы

Информационная система в образовании — это комплекс различных программ для автоматизации основных процессов (делопроизводства, ведения личных дел преподавателей, сотрудников и обучаемых, составления расписания и т.д.).

Информационные системы включают в себя (ст. 13, п. 1 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006):

  1. государственные информационные системы — федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;
  2. муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;
  3. иные информационные системы.

Федеральные информационные системы в образовании:

  • Федеральный центр тестирования (ФЦТ: https://rustest.ru/)
  • Федеральная информационная система оценки качества образования (ФИОКО: https://fioco.ru/)
  • Федеральная государственная информационная система «Моя школа» (ФГИС «Моя школа»: https://myschool.edu.ru/)
  • Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ: http://www.fipi.ru)
  • «Цифровые помощники» — это новые федеральные сервисы для учеников, учителей и родителей. Вход доступен через ФГИС «Моя школа», «ВКонтакте» или региональные информационные системы:
    • Сервис «Цифровой помощник ученика»: https://student.edu.ru/
      Образовательная платформа для 5—9 классов с индивидуальной траекторией подготовки к экзаменам
    • Сервис «Цифровое портфолио ученика»:
      С помощью данного сервиса ученики смогут собрать пакет документов для подачи в колледж, техникум, вуз или для поступления на работу. (в 2024 году школьники смогут зарегистрировать цифровой профиль и вносить в него все достижения за время учебы, а также собрать пакет документов для поступления в высшее учебное заведение или на работу; к 2030 году данный сервис интегрируют с другими проектами, реализованными в рамках цифровой трансформации.)
    • Сервис «Цифровой помощник родителей»: https://parent.edu.ru/
      Канал взаимодействия школы и родителей, в том числе обеспечит обмен мгновенными сообщениями с учителями. К 2030 году в систему должны добавиться олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании.
    • Сервис «Цифровой помощник учителя»: https://teacher.edu.ru/
      Создан для того, чтобы за счёт систем искусственного интеллекта автоматизировать часть работы педагогов: проверку всех домашних заданий, для которых это возможно и планирование рабочих программ. Другой частью сервиса должна стать система повышения квалификации педагогов в онлайн-формате.

Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа» выступает в роли единой точки доступа для педагогов, учащихся и родителей к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам на всей территории России. Система создана Министерством просвещения для реализации образовательных программ всех уровней основного образования и защищена от внешних вторжений.

ФГИС имеет несколько компонентов:

  • личные кабинеты администратора, педагога, родителя и ученика;
  • облачное хранилище документов, инструменты для создания и редактирования документов популярных форматов (doc, xls, ppt и т.д.), предоставления совместного доступа к ним;
  • библиотека цифрового образовательного контента, который прошел проверку Министерства просвещения;
  • тестирующая подсистема для оценки знаний учащихся и отработки изучаемого материала на тренажерах;
  • чаты и видеоконференцсвязь на базе «Сферума» -цифровой сервис для безопасной образовательной коммуникации, позволяет проводить видеоуроки, звонки, чаты и обмениваться образовательным контентом, дополняя традиционное обучение в классе;
  • специальное приложение для работы через Smart TV – для альтернативы электронной доске;
  • переход в электронный журнал и дневник, в т.ч. расписание уроков, домашнее задание и т.д.

Во ФГИС «Моя школа» есть 2 (две) больших базы цифровых электронных ресурсов для проведения школьных уроков. Все материалы, представленные в разделах «Библиотека Минпросвещения» (ЦОК) и «Российская электронная школа» (РЭШ), разработаны экспертами, чтобы упростить подготовку к урокам и сделать их интересными и современными. В этих ресурсах материалы по всем учебным предметам для учащихся с 1 по 11 класс. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Сегодня существует проблема расхождения материала новых программ и тех учебников, которые есть в школе. Использование уроков этих библиотек позволит учителям частично решить эту проблему, потому что содержание уроков полностью соответствует обновленным ФГОС.

Региональные информационные системы в образовании:

Муниципальные (городские) информационные системы в образовании:

 

 

Цифровые образовательные ресурсы

Современный образовательный процесс трудно представить без качественного обеспечения учебными электронными материалами.

ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, а именно: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Существуют наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), сильно расширяющие и дополняющие УМК:

  • информационные источники сложной структуры (ИИСС);
  • инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК).

ИИСС — это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области.
ИУМК — полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе.