В настоящее время в России идёт становление и развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство . Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач (Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г: Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.
Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления.
Как проявляется недостаток функциональной грамотности?
О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др. А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации».
Итак, функционально грамотная личность — это человек,
- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);
- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
- умеющий отвечать за свои решения;
- способный нести ответственность за себя и своих близких;
- владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
- обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
- для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
- легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
- хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
- владеющий современными информационными технологиями.
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
- содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
- формы и методы обучения;
- система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
- программы внешкольного, дополнительного образования;
- модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
- наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
- активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Виды функциональной грамотности
Читательская грамотность
Читаем для жизни
- Модель читательской грамотности
- Основные подходы к оценке читательской грамотности Материалы подготовлены Г.А. Сидоровой, М.И. Кузнецовой, Ю.Н. Гостевой, Л.А. Рябининой, Т.Ю. Чабан.
- Вебинар «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». 16 марта 2018 г.
Математическая грамотность
Решаем для жизни
- Модель математической грамотности
- Основные подходы к оценке математической грамотности. Материалы подготовлены Л.О. Рословой, К.А. Краснянской, О.А. Рыдзе, Е.С. Квитко.
- Вебинар «Оценка математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». 16 марта 2018 г.
Естественнонаучная грамотность
Исследуем для жизни
- Модель естественнонаучной грамотности
- Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности Материалы подготовлены А.Ю. Пентиным, Е.А. Никишовой, Г.Г. Никифоровым
- Вебинар «Оценка естественнонаучной грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». 16 марта 2018 г.
Финансовая грамотность
Учимся быть финансово благополучными в жизни
- Модель финансовой грамотности
- Основные подходы к формированию финансовой грамотности Материалы подготовлены Е.Л. Рутковской, Е.С. Корольковой, А.В. Половниковой, А.А. Козловой
- Вебинар «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». 21 марта 2018 г.
Глобальные компетенции
Учимся решать проблемы глобального характера
- Модель глобальной компетенции
- Основные подходы к формированию глобальных компетенций Материалы подготовлены С.Е. Дюковой и Т.В. Коваль.
- Вебинар «Новое направление международного исследования PISA-2018 – оценка сформированности глобальных компетенций». 28 марта 2018 г.
Креативное мышление
Учимся подходить к решению проблем творчески
- Основные подходы к формированию и оценке креативного мышления Материалы подготовлены: Н. А. Авдеенко, М. Ю. Демидовой, Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, А. М. Михайловой, С. Г. Яковлевой.
- Презентация «Мониторинг формирования креативного мышления» (подготовка к исследованию PISA-2021), автор Логинова О.Б.
- Семинар «Креативное мышление как элемент функциональной грамотности школьников». Проведён: 15.09.2021 г. Киреевой Е.В. (методист МАОУ ДПО ЦИТ)
- Семинар-практикум «Создание заданий по функциональной грамотности на основе задач учебника». Проведён: 22.10.2021 г.