Вспомогательные элементы УМК состоят:
- Программы дополнительного образования:
- Учебные пособия:
- справочники,
- задачники,
- рабочие тетради
- Учебные материалы:
- лекции (планы уроков, разработки уроков),
- дидактический (раздаточный) материал,
- презентации
Учебные пособия
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:
- ст. 18 п. 4.2.: Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- ст. 18 п. 8.: Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, перечень таких организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
К учебным пособиям относятся:
- учебно-наглядное пособие, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (картографические пособия, атласы, альбомы и др.);
- учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебного предмета (ее раздела, части) или по методике воспитания;
- рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебного предмета;
- хрестоматия — учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебного предмета;
- практикум — учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. К практикуму относится и задачник.
Справочные издания (справочники, словари) содержат результаты теоретических сообщений, различные величины и их значения, материалы производственного характера и т.д.
- Словарь наиболее употребительных терминов по информатике
- Словари, справочники по информатике, математике
Задачники
Критерии к выбору оптимального задачника:
- Наличие заданий разного уровня сложности. Без этого невозможен индивидуальный подход к каждому ученику. Удобно, когда на уроке одним ребятам можно дать задание попроще, другим — посложнее, а перед «звездами» поставить нестандартную творческую задачу.
- Разнообразные, необычные задания. Непозволительно для современного задачника быть скучным и очевидным. Выбирая задачник для работы с классом, обратите внимание, насколько вариативны задания, есть ли возможность уйти от типовых репродуктивных заданий и сделать урок более провокационным, увлекающим.
Рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь на печатной основе — это разновидность учебного пособия с заданиями для самостоятельной работы в ней учащихся. Тетрадь выполняет функции управления самостоятельной деятельностью, методической помощи в формировании учебных умений и навыков, интеграции элементов УМК (в первую очередь: программа — учебник — тетрадь).
Анализ содержания рабочих тетрадей на печатной основе позволил сделать вывод о наличии нескольких типов их конструкций и функционального назначения.
Первый тип — это комплексная (многофункциональная) тетрадь с традиционным набором вопросов и заданий разного уровня сложности, на закрепление полученных на уроке знаний, отработку практических умений (через практические работы, построение схем, картосхем, заполнение контурных карт, таблиц и т.д.), проверку знаний по темам. Использовать предложенные задания рекомендуется как на уроках, так и во внеурочное время. Задания в тетради позволяют учителю значительно расширить самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации, удовлетворять индивидуальные познавательные интересы и развивать творческие способности школьников.
Второй тип — специализированная тетрадь, предназначенная для выполнения определенной функции, например, тетрадь-практикум для формирования и отработки практических умений, тетрадь-тренажер для закрепления полученных знаний и умений и развития опыта творческой деятельности, тетрадь-контролер для проверки теоретических знаний и практических умений.
Еще одним типом рабочих тетрадей на печатной основе, широко распространенным в школах, являются тетради-практикумы, которые представляют собой систему практических и самостоятельных работ, в том числе творческого и занимательного характера. Они содержат планы для описания или характеристики локальных объектов, проведения практикумов и проектов на местности, в региональных архивах, музеях и т.д.
Не менее популярным является такой тип рабочих тетрадей на печатной основе как тетрадь-контролер или тетрадь-экзаменатор. Основная функция — проверка уровня усвоения изученного содержания и практических умений, которая реализуется через систему тематических и итоговых контрольных и проверочных работ, как в тестах, так и с помощью открытых заданий.
Комбинированная рабочая тетрадь выполняет одновременно функции тренажера и контролера.
Наличие нескольких типов рабочих тетрадей в одном УМК позволяет учителю осуществлять деятельностный подход в обучении.
В ФПУ к некоторым учебникам рекомендованы учебные пособия:
- Информатика. 2 класс: контрольные работы: учебное пособие, разработанное в комплекте с учебником, 14-е издание / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и другие. – М.: Просвещение
- Информатика. 3 класс: контрольные работы: учебное пособие, разработанное в комплекте с учебником, 14-е издание / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и другие. – М.: Просвещение
- Информатика. 4 класс: контрольные работы: учебное пособие, разработанное в комплекте с учебником, 14-е издание / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и другие. – М.: Просвещение
- Информатика. 1 класс: тетрадь проектов: учебное пособие, разработанное в комплекте с учебником, 1-е издание / Т. А. Рудченко, А.Л. Семёнов. – М.: Просвещение
- Информатика. 2 класс: тетрадь проектов: учебное пособие, разработанное в комплекте с учебником, 1-е издание / Т. А. Рудченко, А.Л. Семёнов. – М.: Просвещение
- Информатика. 3 класс: тетрадь проектов: учебное пособие, разработанное в комплекте с учебником, 1-е издание / Т. А. Рудченко, А.Л. Семёнов. – М.: Просвещение
- Информатика. 4 класс: тетрадь проектов: учебное пособие, разработанное в комплекте с учебником, 1-е издание / Т. А. Рудченко, А.Л. Семёнов. – М.: Просвещение
- Информатика. 7-9-е классы: сборник задач и упражнений: учебное пособие, разработанное в комплекте с учебником, 7-е издание / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Н.А. Аквилянов. – М.: Просвещение
Учебные материалы
Вспомогательные элементы методического компонента УМК включают в себя планы и материалы лекций, а также планы занятий и/или разработки комбинированных уроков, практических и лабораторных работ. Кроме того, применяемые на занятиях дидактические материалы, перечень различного учебного оборудования, а также презентации и инструктажи, которые учителя специально создают (разрабатывают) по своему предмету.
В дидактических материалах информация может быть представлена в самых разных видах (карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, модели и т. п.), на основе которой учащиеся конструктивно работают над учебными и игровыми задачами.
Дидактические материалы бывают демонстрационными и раздаточными, поскольку рассчитаны на непосредственную работу с ними самих школьников на самых разных этапах обучения: при изучении и закреплении нового учебного материала, для самоконтроля и т.д.
Как элемент УМК нового поколения дидактические материалы чаще всего проходят оцифровку и становятся электронными. Сейчас достаточно программных средств, офисных приложений и сервисов, с помощью которых учитель может разрабатывать собственные учебные дидактические материалы.
Много учебных материалов публикуют авторы учебников в своих Мастерских (сайтах):
- УМК «Информатика». Авторы Босова Л.Л., Босова А.Ю.
- Сайт Константина Полякова
- Авторские мастерские методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний». Издательства уже нет, но материалы пока актуальны.