Дополнительные элементы УМК состоят:
- Информационно-образовательная среда:
- Информационные системы
- Цифровые образовательные ресурсы
- Программное обеспечение
- Оценочные средства
- Наглядный материал:
- Учебно-наглядные пособия
- Информационный материал
- Дополнительная литература
Наглядный материал
Учителя знают силу наглядных материалов: благодаря им ученики намного быстрее и лучше схватывают материал урока. Макеты, плакаты и схемы рождают в детях ассоциации между различными частями информации, благодаря им ученики впитывают большие куски важной информации по курсу.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
- демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
- наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно, умело используя «эффект новизны», и только в соответствующий момент урока, тогда, когда в этом возникла необходимость во времени и по содержанию изучаемого материала;
- необходимо обеспечить условия хорошей видимости демонстрируемого наглядного пособия (место расположения, освещенность, четкость изображения) всеми учащимися;
- в процессе восприятия демонстрируемого наглядного пособия следует вовлекать возможно большее количество органов чувств — зрение, слух, осязание и т.д.;
- действующие и динамические наглядные пособия обязательно нужно показывать в динамике, в действии;
- необходимо детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации;
- привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве и побуждать учащихся при изучении наглядных пособий проявлять инициативу, мыслительную деятельность и самостоятельность.
Дополнительная литература
Как дополнение к учебнику учитель может использовать различную дополнительную литературу, например энциклопедии, научно-популярная и художественная литература, а также хрестоматию (книга для чтения).
Хрестоматией (от греч. «полезный» и «учиться») традиционно называется учебная книга, представляющая собой сборник системно подобранных материалов по какой-либо отрасли знания — художественных, мемуарных, научных, публицистических произведений или отрывков из них, а также различных документов. Как правило, материалы подбираются в соответствии с целями учебного предмета. Содержание хрестоматии предназначено, в первую очередь, для самостоятельного расширения кругозора школьников, индивидуальных заданий, подготовки рефератов, сообщений на конференциях, предметных вечерах, неделях, заседаниях кружка, для повторения при подготовке к зачетам, контрольным работам и экзаменам. Все это помогает осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Есть несколько разновидностей пособий типа «хрестоматия». Первый тип хрестоматий — своеобразное художественно-литературное дополнение к учебнику. Например, хрестоматии по курсам истории включают, главным образом, исторические источники. Наиболее распространенным типом хрестоматий являются краткие научно-популярные очерки. В них представлены выдержки из научных работ и справочных изданий, поэтому авторы рекомендуют одни статьи использовать для чтения в классе с последующим обсуждением, другие — для домашней работы при подготовке опережающих заданий, а третьи — для составления тезисных конспектов, систематизирующих таблиц и других видов преобразования информационных текстов.
Третий тип хрестоматии — соединение её с учебным пособием, что нашло свое отражение в УМК для коррекционного обучения. Объединение в одном издании сразу двух пособий, обязательного и дополнительного материала, позволяет не только сделать хрестоматию столь же доступной, как учебное пособие, но и организовать с её помощью самостоятельную работу школьников во внеурочное время.
Значение хрестоматии (отчасти и книги для чтения) определяется возможностью познакомить школьников с разными видами текстов (научного, публицистического изложения материала) и научить различать их, а также овладеть новыми приёмами работы с неадаптированными текстами. Хрестоматии, как впрочем, и другие современные учебные пособия, тоже имеют свои электронные модификации для курсов истории, литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, музыки и т. д.
Кроме этого, в УМК можно выделить группу дополнительных ресурсов, к которым относятся развивающие игры, пособия для поступающих в вузы, Интернет-курсы, коллекции видео- и фотоматериалов, натуральные объекты, экспонаты музеев, материалы СМИ (ТВ, газеты, журналы и др.).